Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Калла

(הלכ, буквально — "невеста") — один из так называемых "малых" или "неканонических трактатов" (תוינוציה תותכםמ ,תונטק תותנממ) Талмуда, в главной своей части содержащий религиозные предписания и правила благопристойности в супружеской жизни, преимущественно для новобрачных, попутно излагающий различные сентенции и афоризмы нравственного содержания. К., как и вся серия "малых трактатов", представляющих сборники кратких максим и правил для различных случаев жизни, по-видимому, изучался в связи с каноническим трактатом Абот, служа как бы дополнением к нему. Поэтому в наших изданиях Талмуда они помещаются в отделе Незикин, вслед за упомянутым трактатом. К., составленный, как полагают, в гаонейский период, не должно смешивать с трактатом того же имени, упомянутым в Талмуде (Шаб., 114а; Кид., 49б) и, очевидно, также начинавшимся галахой о невестах (Раши, ad loc.; ср. Тосаф., Шаб., ib., s. v. וליפאו), так как бессистемность изложения и заимствования из вавилонского и иерусалимского Талмудов указывают на позднее происхождение этого сборника (Вейс, Дор, II, 248). К. с течением времени подвергался изменениям и, по замечанию Цунца (Got. Votr., Gesch., V, 88), во время Исаака Абоаба I, автора "Menorat ha-Maor" (1400—1420), этот трактат был гораздо большего размера (ср. Блох, в примечаниях к י״שר תודלות Цунца, стр. 36). И действительно, в версию К., изданную Коронелем в его "Chamischa Kuntressim" (Вена, 1864), включены III, IV, V и часть следующих глав из трактата "Дерех Эрец" Раба. Илия Виленский в своих глоссах к малым трактатам относит I и II гл. из "Дерех Эрец" Рабба к К., что подтверждается галахическим материалом этих глав, имеющим более близкое отношение к К., чем к исключительно агадическому трактату "Дерех Эрец" Рабба. К., по обычной версии, представляет чистую компиляцию; некоторые из приведенных в нем положений в вавилонском Талмуде цитируются от имени древней Барайты (Бер., 61а; Шаб., 107б; Нед., 20а), а некоторые от имени амораев (Бер., 40а; Шаб., 64а; Нед., 20б; Нидда, 13а, б). В этом трактате имеется много позднейших вставок, и на большинство из них указывает в своих глоссах Илия из Вильны. В К., в отступлении от главной темы, имеются также некоторые сведения о лекарствах и о предметах, которые могут быть полезны или вредны для здоровья; приводятся также рассказы из жизни таннаев р. Акибы и р. Тарфона; более пространно рассказывается история с р. Ханиной бен-Терадион (другой вариант в Абода Зара, 18а). Из критических изданий имеется упомянутое Коронеля (издавшего его под названием "Калла Раббати", יתנר הלכ с гемарой к нему; имеется в изданиях Талмуда, Бердичев, 1896; Вильна, 1897). — Ср.: Dor II, 248—219; Aptowitzer, Rеv. Etud. Juiv., LVII.

A. Карлин.

Раздел3.




   





Rambler's Top100