Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Калонимос бен-Калонимос бен-Меир

(названный Maestro Calo) — провансальский философ и переводчик; род. в Арле в 1286 г., ум. после 1328 г.; происходил из известной провансальской семьи, многие члены коей занимали высокое положение среди евреев. Отец К. и сам К. пользовались титулом "наси" (князь). Последний изучал философию и раввинскую литературу, а также медицину, но, по-видимому, никогда не практиковал. Около 1314 г. К. поселился в Авиньоне, где позже сблизился с Робертом Анжуйским, который отправил его с рекомендательным письмом в Рим с научными целями. В Риме ученость К. и его нравственные качества снискали ему благоволение именитых членов евр. общины. Когда семья его отозвала из Рима, поэт Иммануил Римский написал письмо к наси Самуилу из Арля с протестом от имени римской евр. общины против вынужденного отъезда К. (Махберот, 23). В 1328 г. К. был в Арле, где, по всей вероятности, оставался вплоть до своей смерти, точная дата коей неизвестна. К. приобрел большую славу в качестве переводчика и автора оригинальных произведений. Он начал свою литературную деятельность, когда ему было всего двадцать лет. Его переводы, за исключением одного напечатанного, хранятся еще в рукописи. Оригинальные произведения К. нижеследующие: 1) Полемич. сочинение на древнееврейском языке против Ибн-Каспи, главным образом, против его библ. комментария, озаглавленного "Тират Кесеф", или "Сефер га-Сод". Воздав должное таланту и учености Ибн-Каспи, К. критикует эту книгу, в которой находит много ошибок и утверждает, что если бы даже это сочинение было совершенно, оно не должно было быть опубликовано, вследствие непочтительного отношения автора к библейским личностям (издано Перлесом под заглавием "Kalonymos ben-Kalonymos Sendschreiben an Joseph Caspi", Мюнхен, 1879). — 2) "Сефер Мелахим", трактат по арифметике, геометрии и астрологии, отрывок которого был найден Штейншнейдером (Мюнхен, MS., № 290). Этот трактат был сожжен по желанию "Великого короля" (по мнению Штейншнейдера — Роберта Анжуйского). — 3) "Эбен Бохан", этический трактат, написанный в 1332 г. Трактат составлен в рифмованной прозе в подражание Иедаии Бедереси в "Bechinot Olam". В конце трактата он перечисляет страдания Израиля и выражает надежду, что Господь смилостивится над его народом, который в течение трех лет (1319—1322 гг.) подвергался сильным преследованиям со стороны пастухов и прокаженных. "Эбен Бохан" был впервые опубликован в Неаполе в 1489 г. и выдержал много изданий. Он был дважды переведен на немецкий язык (Зульцбах, 1705; Будапешт, 1878). — 4) "Массехет Пурим", пародия на праздник Пурим, написанная в Риме и изданная в Пезаро, 1507. Позже этот род пародий нашел многих подражателей. Большое число произведений было ошибочно приписано К. бен-Калонимосу.

Ср.: Zunz, Ges. Schrift., III, 150—155; Kayserling, Leben Kalonymos ben-Kalonymos, приложено к немецкому переводу "Эбен Бохан" Майзеля; Gross, в Monatsschrift, 1879, 470 и сл.; его же, Gallia Judaica, 84; Steinschneider, Sifrut Israel (перев. на евр. яз. Мальтера), 141; Grätz, Gesch. der Jud., VII, 228; Renan-Neubauer, Les écrivaines juifs français, 71 и сл. [По Jew. Enc. VII, 426—429].

Раздел9.




   





Rambler's Top100