Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Катехизисы помендельсоновской эпохи

— В так называемую "мендельсоновскую эпоху", когда при умственном пробуждении и стремлении к усвоению европейского образования доминирующее значение придавалось упорядочению воспитания — усилился рост литературы К. Излагая в своем "Dibre Schalom we-Emet" новую, более соответствующую духу времени программу воспитания, Н. Г. Вессели (см.) указал, что необходимо более всего заботится о составлении руководств, "основанных на философии" и "вполне согласующихся с разумом", по которым еврейские дети могли бы изучать этику и Закон Божий. В том же году (1782) Вольф из Дессау издал К. "Grundsätze der jüdischen Religion", за которым последовал ряд других. Составители К., преимущественно из лагеря "просветителей", старались выдвигать в руководствах гуманитарно-этические элементы иудаизма, обрядовая же часть закона нередко подвергалась у них рационалистическому толкованию. К. нашли большое распространение и в Австрии, когда здесь были открыты нормальные школы. Наибольшую известность приобрели К. Герца Гомберга (см). Его религиозно-этическое руководство "Imre Schefer" (1802) содержит наиболее полное и систематическое изложение взглядов и чаяний тогдашних "maskilim". Его К. "Benei Zion" (1812) был особенно нелюбим ортодоксальным еврейством, так как изучение этого К. стало в Чехии обязательным для желающих вступить в брак. Единомышленник Гомберга, Петер Бер (см.) отвергает в своем "Emet we-Emunah" (1810) обрядовой культ. К этому времени стали издавать К. евр. религии и в других странах: Англии, Франции, Дании и пр. По сообщению Цунца (Gottesdienstl. Vortr., 457), за первые три десятилетия 19 в. появились не меньше 50 К. на древнеевр., немецком, английском, французском, итальянском и др. яз. С усилением реформистского движения приверженцы последнего старались проводить свои идеи и в К. В "Systematischer Katechismus der israelitischen Religion" (1856) С. Гирша проводится мысль, что иудаизм не есть "закон" (Gesetz), а "доктрина" (Lehre), выраженная в известных символических обрядах, подлежащих изменению в соответствии с исторической эволюцией; религиозные постановления, законы о пище и пр. бесполезны для тех, кто проникнут "религией сердца". Днем отдыха рекомендуется воскресенье, когда должны устраиваться и евр. богослужения. С. Гольдгейм в К. "Haemunah we-Hadea" ("Jüdische Glaubens- und Sittenlehre", 1857) подразделяет евр. законы на этические и национальные, причем последние считает необязательными, так как евреи не нация, а религиозная группа. В К. Исаака Уайза (Wise) "The Essence of judaism" (1861) и "Judaism, its doctrines and duties" (1880) признается авторитет Библии, но не Талмуда. Число К., составленных с ортодоксальной точки зрения, незначительно ("Dat Mosche we-Israel" С. Плеснера; Хореб, נרוח, известного раввина С. Рафаила Гирша и др.) — В России К. стали издаваться лишь в 20-х годах 19 в., когда в Варшаве были основаны элементарные школы и раввинское училище. А. Бухнер издал (1825) К. "Doresch Tob", Я. Тугенгольд — "Ben Jakkir" (с польским переводом, 1824). После открытия в 40-х годах "казенных училищ" (см.), правительство, считавшее Талмуд источником суеверия и вредных предрассудков, решило заменить его К., "вроде употребляемых в Германии". Составление их было поручено Л. Мандельштаму (см.). Из К., изданных на русском языке и отличающихся сравнительно ортодоксальным направлением, отметим: Б. Сегаля ("Краткий евр. К.", 1869; "Пространный евр. К.", 1873); Л. Бермана ("Основы Моисеева законод.", 1874); Н. Немзера и М. Вольпера ("Первая учебная кн. по зак. евр. веры", 1880); С. Финна ("Первоначальные основания евр. веры", 1882).

Ср.: Strassburger, Gesch. d. Erziehung und d. Unterrichts; S. Maybaum, Methodik d. jüd. Religions-Unterrichts; "Систематический Указатель", 187—88. [По J. E., III, 621—4, с доп.].

Раздел7.




   





Rambler's Top100