Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Кесарея

— 1) К. приморская — древний город Палестины, в отдаленные времена называвшийся замок Стратона (Στράτωνος πύργος, Флавий, Древн., XIII, 11, 2; ХΙV, 4, 4; ХV, 8, 5; XIX, 8, 2; id., Иуд. войн., I, 3, 4; I, 21, 5; Страбон, XVI, 758; Плиний, Histor. Naturalis, V, 14). В талмудической литературе (Megill.-taanit, III; Мег., 6а; Иер. Шебиит, 36с) имя К. часто искажается в ריש לדגמ (оно только один раз написано правильно, Тосефта Шебиит, IV, 11, а именно: ןשרש לדגמ); в одном позднейшем источнике (пиут для второй субботы Хануки) имя К. изображено так: אישנ לדגמ (B. Beer, в Monatsschrift, 1860, IX, 113). Ирод Великий сделал это незначительное местечко важным городом, назвав его Caesarea (καισάρεια) в честь императора Августа. Однако прежнее имя сохранилось; Страбон и Плиний продолжают называть город "Στράτωνος πύργος". Для отличия К. от одноименных городов, ее называли также "К. приморской" (παράλιος καισάρεια, Древн., XIII, 11, 2; Иуд. войн., III, 9, 1; έπί θαλάττη — "у моря", ib., VII, 1, 3; VII, 2, 1); на монетах ее называют также ΚΑΙΣΑΡΙΑ Ή ΠΡΟΣ ΣΕΒΑΣТΩ ΛΕМΕΝΙ Позднейшие писатели называют город "К. Палестинская" (Caesarea Palaestinae — Καισάρεια έπί Παλαιστίνη, Eusebius, Hist. Eccl., V, 22, или Καισάρεια της Παλαιστίνης, ib., VII, 12). В Талмуде, Мидраше и Таргуме часто называют "Kisri" (ירםיק); выражение "Kisri, дочь Едома" (Мег., 6а) предполагает К. передовым постом Римской империи.

Mannert определяет положение К. в 66°15' вост. долг. и 32°30' сев. шир. Иос. Флавий говорит, что К. лежит в Финикии между Иоппою и Дорою (Древн., XV, 9, 6). Она находилась в 600 стадиях расстояния от Иерусалима (Древн., XIII, 11, 2; Иуд. войн., I, 3, 5), в расстоянии однодневного пути (Деяния, XXI, 8) от Птолемаиды (Abulfeda) и в 30 милях от Иоппы (Edrisi). Почва здесь была песчаная ("она расположена среди песков", — говорит Талмуд; Мег., 6а; ср. Древн., XV, 9, 5), но настолько плодородная, что даже славилась произведениями своей почвы: "etrogim" — местные гранатовые яблоки (Toc. Махширин, III, 10); кесарейское зерно (Toc. Демай, IV, 23); пушистый мох, растущий на камнях (Иер. Килаим, IX, 32а; Иер. Шаб., II, 4с). Как предмет торговли, упоминаются кесарейские постели (Иер. Бер., III, 6а; Иер. Нед., 40с; Иер. М. Кат., III, 83а). Город лежал на берегу моря; в нем была хорошая гавань, устроенная Иродом, которая часто упоминается в источниках (Флавий, Древн., XV, 9, 6, λυμήν; Иер. Гитт., 43в). Величиною она равнялась Пирейской, была глубока и служила "двойной стоянкой для кораблей" (Иосиф., Древн., l. c.). Широкие подземные каналы были проведены от города к морю (Древн., l. c.), и может быть, это и есть своды, упоминаемые в Талмуде (Иер. Наз., VΙΙ, 56а). В городе были широкие улицы (ib.), театры (Древн., l. с.) и с восточной стороны великолепные ворота, τεάτρπιλον (Toc. Огалот, ХVΙII, 13), через которые дорога вела к виноградникам (ib.). Талмудисты считали К. западной границей Палестины, а ее гавань — не принадлежащей к земле Израиля. Предполагают, что могилы язычников находились к востоку и западу от города, и земля, принадлежащая им, была объявлена нечистой, хотя мнения по этому вопросу разделились (Иер. Гитт., I, 43в.; Иер. Дем., 22с; ср. Büchler в "Jew. Quart. Rev.", XIII, 654 сл. и Krauss, ib., XIV, 745). Первоначальное население К. было, вероятно, языческое — сначала финикияне, затем греки. Со времен Маккавеев упоминаются здесь и евреи; благодаря тому, что их численность возросла, они стали делать попытки овладеть городом, так как между ними и язычниками происходили постоянные ссоры. Храмы и театры Ирода свидетельствуют о его стремлении сохранить языческий характер города. Он построил здесь храм Августу и поставил в нем его статую, в виде Зевса Олимпийского, и статую Геры, олицетворявшую Рим (Древн., XV, 9, 6; Иуд. войн., I, 21, 5 и 8). Первые драматические представления в честь Августа происходили в 12 г. до Р. Хр. (Древн., XVI, 5, 1; Иуд. войн., I, 21, 8). Храм императора (καισάρειον), или "храм Августа" (Σεβαστειον), как он назван у Филона (Legatio ad Cajum, XXXVIII), находился на холме против порта, который тоже был посвящен Августу (ό λιμήν Σεβαστός, Древн., XVII, 5, 1; Иуд. войн., I, 31, 3); полное имя города было с этих пор "Caesarea Sebaste" (Древн., XVI, 5, 1; Ammianus Marcellinus, XIV, 8). На кесарейских монетах, упоминаемых также и в Талмуде הנאירםיק ארניד (Аб. Зар., 6б), времени второго и третьего столетия, найдены имена богов: Зевса, Посидона, Аполлона, Геракла, Диониса, Афины, Ники и особенно финикийской богини — Астарты. Кесарейские евреи были совершенно эллинизованы, и в третьем столетии молитва "Шма" читалась по-гречески (Иер. Сота, VII, 21в). Во времена Талмуда здесь было многочисленное еврейское население со многими синагогами. Наравне с "братьями" в Песикте де рав Кагана, 171в часто упоминаются законоучители К. (Иер. Демай, 22с). Многие амораи или пришли из К., или жили здесь (см. Bacher, Die Gelehrten von Caesarea, в Monatsschrift, XLV, 298 сл.); известнейший из них — p. Аббагу, который стоял во главе школы и был судьей (Bacher, Agada der palästinensischen Amoräir, II, 92). В К. жили также и самаряне. Самарийский пророк Симон Маг причинил здесь много зла. Кесарийские кутеи спорили с р. Аббагу (Иер. Аб. Зара, 44а). Ренан (Mission de la phénicie, стр. 720), а после него Гильдесгеймер связывают имя Στράτων с финикийским именем Астарта. Но D. Oppenheim и Neubauer доказали возможность того, что Стратон — имя лица, а именно — основателя города; Schürer предполагает, что он был основан выходцами из Сидона в персидские времена. В 4 столетии до Р. Хр. было два сидонских царя, носивших имя Стратона, один из которых, вероятно, и основал "Замок Стратона". Первый писатель-географ, упоминающий Замок, Артемидор (около 100 г. до Р. Хр.). Около того времени Аристобул I приказал убить здесь своего брата Антигона (Древн., XIII, 11, §2). Тиран Зоил, захвативший правление "Замка Стратона" и Доры в свои руки и действовавший заодно с кипрским царем Птолемеем Лафиром, изгнал отсюда Александра Янная (Древн., XIII, 12, §§2—4). "Замок Стратона", однако, вскоре вновь достался еврейскому царю (Древн., XIII, 15, §4); и вероятно, это и есть то завоевание, которое упоминается в источниках талмудических (Мег. Таан., III). Помпей освободил город (Древн., 14, 4, §4; Иуд. войн., I, 7, §7), а Август предоставил его Ироду (Древн., XV, 7, §3; Иуд. войн., I, 20, §3), который сделал его столицею, назвал "Caesarea", а его гавань "Sebaste". К. оставалась крепостью (Древн., XV, 8, §1), но Ирод больше заботился об украшении города и выстроил здесь много красивых зданий из мрамора (Древн., XV, 9, 5; Иуд. войн., I, 21, §5; I, 31, §3). К. стала цветущим городом, и Иосиф Флавий называет ее самым большим городом Иудеи (Иуд. войн., III, 9, §1; Аммиан Марцеллин, l. с.). Евреи считали ее соперницей Иерусалима (Мег., 6а), а талмудисты называли ее столицей царей (ibid.) — термин царь означает здесь римских правителей, которые после смерти Архелая отсюда управляли Иудеей. Наместники Феликс и Фест жили в К. (Деяния, XXIV, 27, XXV, 1). Агриппа I, завладевший на короткое время городом, тоже поставил здесь управителя, στρατηγός (Ant., XIX, 7, §4), и умер здесь. Он чеканил в К. монеты (Madden, Jewish Coinage, pp. 107, 109). После его смерти греки-кесарейцы и себастейцы оскорбляли память своего благодетеля, которого ненавидели за его склонность к иудаизму и издевались над его дочерями Мариамной и Друзиллой. По приказанию импер. Клавдия они были жестоко наказаны правителем, Куспием Фадом (Древн., XIX, 9, §1). В К. находился римский гарнизон (Древн., l. с.), который упоминается также в Талмуде (Иер. Аб. Зара, 39с). Многочисленное языческое население (Иуд. войн., III, 9, §1) не позволяло евреям принимать участие в управлении городом. Это привело к кровавым столкновениям в правление Феликса, а в 61 г. Нерон объявил, что правление должно быть только в руках язычников (Древн., XX, 8, §9; Иуд. войн., II, 13, §7; II, 14, §4). В 66 г. евреи, вследствие оскорбления их синагоги, подняли против греков восстание, но должны были бежать в соседний город Нарботу (Иуд. войн., II, 14, §§4, 5). Эти волнения были первыми предвестниками Иудейской войны, во время которой язычники К. перебили здесь в один час до 20000 евреев (Иуд. войн., II, 18, §1; VII, 8, §7). Синагога, в которой началась оргия, вероятно, та самая, которая в источниках Талмуда называется "революционная синагога К." (Иер. Санг., 18а; Иер. Наз., 56а; Bem. r., XII, 3; Ehar. r., I, 3). Один византийский писатель (Malalas, Chronographia, ed. Bonn, X, 261) говорит, что Веспасиан превратил эту синагогу в одеон; но эта перемена (если только она состоялась) произошла гораздо позднее, так как еще талмудические источники 3 столетия говорят об этой синагоге (см. Аббагу). После войны Веспасиан сделал К. римским городом, но не дал ей полного "jus Italicum" (Плиний, Historia Naturalis", V, 13, §69; cp. Юстиниан, Digesta, 1, 15, §§1, 8). Ha монетах она также называется колонией (colonia). Во время Александра Севера вошел в употребление термин "metropolis", как и в талмудических источниках, а также и на монетах. Подземные тюрьмы К. (Diaeta, Esther Rabb., Введение) наводили страх на евреев (ibid.). Город был разрушен землетрясением в 128 г. (Евсевий, Chronicon). При Гераклии в К. было 20000 евреев; существует предание, будто один еврей предал город в руки победоносно наступивших арабов (Weil, Gesch. der Chalifen, I Appendix, стр. 2), которые, согласно с Chronique Samaritaine, p. 23, разрушили город. Вениамин из Туделы нашел в К. только 20 еврейских семей и 200 самарийских. В 1265 г. К. была окончательно разрушена султаном Байбарсом. Разрушение К. описано в "Palestine Exploration Fund Quarterly Statement", 1884, p. 147. В настоящее время на ее месте находится только груда развалин, которая до сих пор называется "Kaisariya".

Ср.: Boettger, Lexicon zu Flavius Josephus, стр. 10; Neubauer, Geographie du Talmud, стр. 91—96; Frankel, Mebo, стр. 4; Hildesheimer, Beiträge zur Geographie Palästina's, Берлин, 1886, стр. 4—10; Rosenzweig, Jerusalem und Caesarea, Берлин, 1890; Schürer, Geschichte, 3 изд., II, 104—108; Krauss, Lehnwörter, II, 536, 537, id., в JQR., XIV, 745—51.

2) К. Филиппова — древний город Палестины. Согласно исследованиям Gesenius'a, Raumer'a и Robinson'a, это было первоначальное положение места Баал-Гад, места, где поклонялись Гаду, как богу счастья (Ис., 65, 11), или Баал-Хермон (Суд., 3, 3). Во времена Израиля это место называлось "Dan", и здесь поклонялись кумиру, поставленному Михою. Здесь же Иеробеам I учредил поклонение золотому тельцу. Недалеко было расположено местечко Тарнегола, про которое талмудисты говорили, что оно находилось на северной границе (Toc. Шебиит, IV, 10; Иер. Шебиит, 36с; Иер. Дем., 22d; Сифре к Второз., 51; Тарг. Иер., II к Чис., 34, 15). Имя его, вероятно, связано с идолом Тарнегола (птица, петух), хотя другие местности Палестины (напр. Сепфорида и Фругифа) назывались так по имени птиц. Это место отождествляют также с библейским Лешемом (Иош., 19, 47), или Лаишом (Суд., 18, 29; Мег., 6а). Однако это очень невероятно. Скорее Кесарея Филиппова тождественна с Панеадой (Πανέας, Πανιάς, Παναίς), часто упоминаемой как у греческих писателей, так и у талмудистов (Иосиф Флавий, Древн., XV, 10, §3; Евсевий, Hist. Eccl., VII, 17; Созомен, V, 21; Плиний, Hist. Naturalis, V, 16; Кедрин, p. 305). Талмудисты употребляют чаще форму "Раneas" (םאינפ, также םאימפ; см. словари Талмуда). Но Πανείας есть имя грота, посвященного Пану на соседней горе Panion (Филосторгий, VII, 3; ср. иерусал. Таргум к Чис., 34, 11); значение этой местности для культа сохранилось в ее имени, откуда следует, что Панеада была первоначально населена сирийцами или греческими язычниками. Птолемей (V, 15, §21) включает ее в состав Финикии. Во времена Ирода округ Πανιάς принадлежал некоему Зенодору (Зенону), после смерти которого (20 до Р. Хр.) Август передал его Ироду (Древн., XV, 10, §1; Иуд. войн., I, 20, §4). Имение Зенона вместе с несколькими другими округами было оценено в 100 талантов (Иуд. войн., II, 6, §3). Ирод построил здесь великолепный храм в честь Августа по соседству с гротом Пана (Древн., XV, 10, 3; Иуд. войн., I, 21, §3), а сын Ирода, тетрарх Филипп, преобразовал это местечко в важный город, назвав его Кесареей, тоже в честь императора (Древн., XVIII, 2, §1; Иуд. войн., II, 9, §1). Но сохранившиеся монеты этого города датируют из более ранних времен (около III в. до Р. Хр.). Галилейская Кесарея называлась Καισάρεια ή Фιλίππου (Матф., XVI, 13; Марк, VIII, 27), в отличие от К. иудейской; источники же Талмуда называют ее ןוירםיק, Kesarion, в отличие от ירםק — Kesari; но это различие не везде соблюдается. Талмудич. источники установили также, что обозначение "Paneas" продолжало существовать. Все же еще не решен вопрос, не были ли Панеада и К. два города, построенные один возле другого. Один древний источник (Мех. Исх., 17, 14; изд. Friedmann, стр. 55б) упоминает Kesarion, расположенный ниже Панеады, откуда следует, что это было два города. Имя "Paneas" продолжало употребляться так долго, что благодаря его форме "Panias" в Талмуде стали встречаться формы "Pamiya", "Apamiya" и "Aspamiya" (אימפםא); но их следует строго различать от других подобных имен. После смерти Филиппа город некоторое время был под судебной властью Рима; затем в руках Агриппы I; снова под управлением римских наместников, и наконец, он подпал под власть Агриппы II (53 по P. Хр.), который назвал его Νερωνιάς, в честь Нерона (Древн., XX, 9, §4). Это имя скоро вышло из употребления. Во время Иудейской войны население здесь было большею частью языческое (Иос. Флав., Жизнеопис., XIII). Веспасиан и Тит справляли здесь праздники и устраивали игры и торжества (Иуд. войн., III, 9, §7; VII, 2, §1). Со второго столетия город назывался Καισάρεια Πανίας (Птолемей, V, 15, §21; VIII, 20, §12) и у писателей, и на монетах. Среди местного населения больше было в употреблении имя Paneas; эта же форма чаще встречается в Талмуде и у Отцов церкви и до настоящего времени сохранилась в виде "Panias". Согласно одной легенде, патриарх и несколько наиболее значительных лиц из евреев Панеады явились к Диоклетиану, который ненавидел евреев (Ber. r., LXIII, 12). Теперь в деревне Panias не более пятидесяти маленьких бедных домиков или хижин, построенных внутри древней стены.

Ср.: Boettger, Lexicon zu Flavius Josephus, стр. 71; Neubauer, Géogr. d. Talm., стр. 237; Schürer, Gesch., 3 изд., II, 158.

3) Кесарея Каппадокийская — столица Каппадокии; первоначально называлась Мазака. Упоминается в талмудической литературе или как К. Каппадокийская, или как Мазака-К., לש הנידמ איקדופק. P. Акиба встретил здесь одного еврейского ученого, потерпевшего кораблекрушение (Иер. Иеб., 15d), вероятно, р. Меира (ср. Иеб., 121а). Существует предание, что персидский царь Сапор убил здесь 12000 евреев (М.-Кат., 26а). Теперь это густо населенный и цветущий город, носящий имя Kaisari. Cм. Каппадокия.

Ср.: Rаpoport, Bikkure ha-Ittim, 1823, ΙV, 71; Boettger, Lexicon zu Flavius Josephus, стр. 180; Lagarde, Mittheilungen, II, 242; Neubauer, Géogr. du Talm., стр. 318. [J. E., III, 486—489].

Раздел2.




   





Rambler's Top100