Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Киддуш

(שודיק, буквально освящение) — бенедикция, произносимая по праздникам и субботам в различной форме. К. произносится вечером накануне праздника или субботы и в течение следующего дня (Пес., 106а); в последнем случае К. называется "великим К." אנר אשודיק, хотя для этого К. нет особо установленной формулы (ib., 105а). При К. необходим бокал вина, который может быть заменен и двумя трапезными хлебами, но не каким-либо другим напитком, разве только тогда, когда известный напиток ценится в данной стране наравне с вином (ib., 106б; ср. Тосаф. ad loc s. v. שדקמ, 107а). Считалось большой заслугой иметь вино для К., и р. Заккаи приписал свое долголетие тому, что он всегда имел вино для К.; однажды, — по его рассказу — бабушка его продала свой головной убор, чтобы купить вино для К. P. Гуне пришлось заложить свой пояс, чтобы приобресть вино для К. (Мег., 27б). Для приезжих бедняков, которые во время Рава (III век) находили приют и пищу в синагогах, К. произносился в синагогах (Пес., 100б, 101а); отсюда обычай, кроме К. перед трапезой, обязательного для каждого в отдельности, читать К. в синагоге после молитвы. Обязательный К. произносится лишь в том помещении, где совершается субботняя трапеза (ib., 101a), однако в талмудическую эпоху стол с кушаньями приносили в эту комнату лишь после произнесения К., а в последнее время этот обычай заменен простым прикрытием салфеткой трапезного хлеба во время К. (ib., 100б; Scheeltot, ורתי, 54; ср. Тосаф. Пес., ib. s. v. ןיאש). По наступлении праздника или субботы запрещается принимать пищу до К. (Пес., 107). Читающий К. должен сам пить из бокала (Эруб., 40б), но при К., который читается в синагоге после молитвы, как необязательный, вино раздается детям, по-видимому, с целью привлечь их в синагогу (ср. Эруб., ib.). Агада (Берах., 43в; Шаб., 113в) приписывает целебное свойство вину, над которым произнесен К. в синагоге; оно способно улучшить зрение, если им смазать глаза. Позже веру в эту чудодейственную силу распространили и на вино домашнего К. (Тосаф. Пес., 100б s. v. ידי). — Ср.: J. E., VII, 483—484.

А. К.

Раздел3.




   





Rambler's Top100