Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Коген, рав

ןהכ נר — 1) палестинский амора третьего поколения, брат p. Хии бен-Аббы. В Мидраше (Ber. r., VI, 8; Kohel. r., III, 3) он называется Натан К., ןהכ ןתנ. Некоторые полагают, что его имя было Натан, а ןהכ указывает на его происхождение, так как и его брат р. Хия бен-Абба также был священником (Иеруш. Бер., III, 6а), но это мнение опровергается Бахером; по его свидетельству в рукописи мидрашим, находившейся у И. Теодора, слово Натан опущено (Bacher, Ag. d. Pal. Amor., II, 178, прим. 6). От К. сохранилось одно агадич. изречение: "Подобно тому как раньше "schechinah" пребывала в храме в Иерусалиме, так она в будущем будет наполнять весь мир от одного его конца до другого" (Esther. r., I, 1). Универсально-мессианский характер этого изречения, по мнению Бахера, имеет связь с частыми далекими морскими путешествиями, которые К. совершал (Иеруш. Шаб., II, 5б; Ber. r., ib; Koh. r., ib.) и которые имели влияние на его образ мыслей (Bacher, Ag. Pal. Amor., III, 734). [Впрочем, это изречение находится в связи со многими агадическими изречениями о распространении Иерусалима и Палестины на все страны света, напр., Шемот Р., XXIII; мидраш к Псал., 36; Абот де р. Натан, ХХХV и т. д.]. Из сыновей К. известны: р. Ба бар К. (5-е поколение; Иер. Дем., II, 22д; Иер. Шек., IV, 48а; Иер. Мег., IV, 75б) и, по предположению Бахера, р. Нахман бар К. (Санг., 7б; Кет., 105б; Bacher, ib., 743). — 2) палестинский амора четвертого века, товарищ р. Иошуи из Шихнина (в соотв. статье последний неправильно значится амораем 3 в.; ср. Bacher, Ag. d. Pal. Amor., III, 730), с которым вместе передает изречения от имени р. Леви (Ruth r., V, 6; Wajikra r., XXXIV, 9, неправильно ןומיס ר״נ עשוהי ׳ר), и p. Якова бар Axa (Иер. Бер., III, 1; ср. Франкель, Мебо, 110а). Из его изречений отметим следующие: "Раньше (в библейское время) всякое доброе дело записывалось пророками, теперь же запись ведется Илией пророком" (ср. Кнд., 70а). Толкуя стих Экклез., 10, 18, К. объясняет этиологию болезней, как внутренних, так и наружных, антигигиеническими условиями жизни (Wajikra r., XIX, 4). — Ср.: Seder ha-Dorot, II, s. v.; Bacher, Agada d. Paläst. Amor., II, 178, 430; III, 734, 743.

А. К.

Раздел3.




   





Rambler's Top100