Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Крым

— История еврейской диаспоры в К. восходит к эллинской эпохе и совпадает с основанием греческих городов Босфорского царства и началом распространения греческой культуры по северному и южному берегам Черного моря. Уже очень рано предприимчивые ионийцы, населявшие малоазиатское побережье, начали объезжать берега Черного моря с целью открыть новые пути для сбыта своих товаров. Греческие колонисты основали здесь цветущие поселения, из которых потом выросли крупные торговые центры, и вступили в тесные сношения с туземным скифским населением. К. стал главной житницей Афин. Повсюду имелись пристани для отправки в Грецию шкур, мехов, овечьей шерсти, рабов и т. д. В числе этих поселенцев были и эллинские евреи, основавшие здесь свои собственные религиозные общины, а также религиозные братства из язычников, признавших культ верховного Бога. Эти евреи, вследствие своей отдаленности, не имели почти никаких сношений с палестинск. евреями; тем не менее, они были известны последним, которые считали их потомками изгнанников первого храма, как видно из свидетельства греческого историка Мегасфена, отправившегося по поручению Селевка Никатора (355—280 до Р. Хр.) в Индию и составившего по прибытии оттуда не дошедшее до нас сочинение из четырех книг под заглавием "Ίνδικά". В четвертой книге названного сочинения Мегасфен говорит, что "Навуходоносор завоевал Ливию и Иберию и увел часть тамошних жителей к правому берегу Понта" (выдержка у Евсевия; Praep., XV). Как доказал А. Я. Гаркави (Die Juden u. die slawischen Sprachen, 105 sqq.), под иберийцами следует подразумевать еврейских изгнанников первого храма (которых Мегасфен здесь называет Ίβηρος, вместо обычн. Εβραίος), часть которых была, согласно существовавшей традиции, поселена халдейцами на берегу Черного моря. [Прежнее предположение А. Гаркави о тожестве דרפס и Восфора Киммерийского — ныне им оставлено]. Существование евр. диаспоры в К. получило фактическое подтверждение лишь с открытием в первой половине 19 в. евр.-эллинских надписей в Пантикапее (нын. Керчь), Анапе, Ольвии и т. д. Надписи составляют документы об освобождении невольников и невольниц по данному обету с одобрения иудейской общины и наследников данного владельца под условием посещения данным невольником или невольницей синагоги и постоянного присутствия в ней. Старейшая из этих надписей, анапская, относящаяся к 41 г. по Р. Хр. (338 г. Босфорской эры), вызвала в науке спор относительно ее евр. происхождения (ср. Стефани, в Bulletin de l'Académie de St.-Petersbourg, I, 1860, 244 sqq. = Mélanges gréco-romains, tirés du Bulletin de l'Académie de St.-Petersbourg, II, 200—204; B. Latyschev, Inscripiones antique orae septentrionalis Ponti Euxini graecae et latinae, vol. 130, II, p. 209; А. Гаркави, "Об языке евреев, живших в древнее время на Руси", СПб., 1865, 51). Наиболее правдоподобным следует признать чтение первого ее издателя Стефани, весьма удачно доказавшего ее еврейское происхождение. Эмиль Шюрер относит ее к язычнику, члену вышеупомянутых религиозных братств, находившихся под значительным влиянием иудаизма (Sitzungsberichte d. Berlin. Akad., 1897, 200 sqq.). Другие надписи датированы от I по III в. по Р. Хр. и свидетельствуют, что евреи имели свой организованный культ, синагоги, кладбища и общинные учреждения. С этого времени наши сведения о К. евреях прерываются до второй половины VII в. Византийский хронист Феофан сообщает под указ. датой, что к восточной части на прибережии (Черного моря) при Фанагории живут евреи (Theophanis Chronographia, ed. Bohn., I, p. 545). Под владычеством хазар и печенегов евр. население в К. увеличивалось притоком евр. эмиграции из Византии и других стран, где евреи терпели жестокие гонения. По словам Масуди "В Итиль живут мусульмане, христиане, евреи и язычники. Что касается евреев, то царь, его вельможи ... из их рода. Хазарский же царь принял иудейство во время халифата после того, как прибыли к нему многие евреи из всех мусульманских краев и из страны Рум (Византии). Случилось же это потому, что царь Рума ... принудил всех живущих в его государстве евреев принять христианство и преследовал их ... вследствие чего многие евреи бежали из земли Рум в землю Хазар" (Les prairies d'or, II, 1863, pp. 8—9). Абуль-Хасан Али ибн-Джафар Шарзи в своей географии называет Тамань "еврейской Самкерш" (см. Гаркави, "Сказания мусульм. писателей etc.", стр. 251). Путешественник Иоанн Шильтбергер (15 в.) сообщает, что "в Кафе есть два рода евреев, которые имеют две синагоги в городе и 4.000 домов в предместье" ("Известия Новор. унив.", I, 2, стр. 57). Устав для генуэзских колоний на Черном море 1449 г. приписывает епископу Кафы, чтобы "он не вмешивался в дела других исповеданий. В случае, если епископ не подчинится постановлениям консула, то консул и совет старейшин обязаны позаботиться о том, чтобы евреи были безопасны от великого грабительства, посягательства на имение, когда кто умрет без завещания, и других притеснений упомянутого епископа" ("Зап. Од. Общ. Ист. и Др.", V, стр. 730). Путешественники 16 и 17 вв. сообщают, что в К. жило многочисленное евр. население (состоявшее из раввинистов, т. е. крымчаков, см. соотв. статью, и караимов). Они часто терпели от произвола местных беков и ханских слуг, и ханы в защиту их прав издавали разные ярлыки и грамоты, в которых они, подтверждая давнишние льготы иудеев, высказывают порицание бекам, насильно захватывавшим их земли и взимавшим с них незаконные поборы, и предписывают им впредь не учинять над евреями насилия и т. д. В конце 15 в. евр. население К. увеличилось благодаря притоку евр. изгнанников из Киева и Литвы. Новые поселенцы, среди которых, между прочим, были р. Ашер га-Коген, р. Калман Ашкенази и др. выдающиеся талмудисты, не желали следовать старинным обрядам и обычаям крымских евреев и также не хотели признавать их литургии. Это привело к тому, что среди евреев образовались три группы; одни признавали вавилонскую литургию (Сиддур р. Амрам с некоторыми изменениями), другие — романскую литургию, а третьи — ашкеназскую литургию. Для устранения этого нежелательного явления р. Моисей га-Гола (הלוגההשמ׳ר) из Киева созвал народное собрание в Кафе, на котором было установлено следовать романской литургии, а в законах о запрещенной и кошерной пище и в семейном праве следовать ашкеназим. Польский дипломат Мартин Броневский, бывший послом в К., в своем "Описании Татарии" (Tartariae descriptio, Кельн, 1595 г.) сообщает, что евреи живут в окрестностях Ингерманя (ныне Инкерман — урочище севастопольского градоначальства близ устья Черной речки), где они владеют превосходными виноградниками, в Ямбольце (Балаклава), в Манкопе (Мангуп), в Кафе (Феодосия), где они возделывают сады и виноградники и занимаются торговлей. Сохранившийся у карасубазарских евреев-крымчаков ярлык крымского хана Селямэт-Гирей-хана от 1595 г. (напечатан у Дейнарда, םירק אשמ, р. 121, и в газ. "Крым", 1890 г., № 143) представляет обозначенным в нем евреям довольно обширные льготы от разных налогов, пошлин и торговых повинностей. Ярлык того же хана от 1608 г., данный евреям города Кырк-Ера (Чуфут-Кале), подтверждая льготные грамоты, пожалованные предкам их прежними ханами, начиная от основателей Крымского ханства — Хаджи-Герайхана I и Менглы-Герай-Хана I, приписывает всем татарским вельможам, бекам и чиновникам ханского двора не взимать с них никаких налогов, поборов и т. д. и не учинять над ними насилия (сборник узаконений изд. З. А. Фирковича, II, I; издатель без достаточного основания приписывает этот ярлык караимам). Ярлык его брата Джаны-Бек-Герай-хана от 1610 г. подтверждает исключительные права евреев г. Чуфут-Кале на пользование выгонами в исконных границах, точно обозначенных в данном ярлыке, и приписывает, чтобы впредь в них ни один из ханских слуг, беков и мурз не производил посевов и в собственность не присваивал (ib., II, II). Доминиканец Жан де Люк в своем "Описании перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин" (1625 г.) сообщает, что Мангуп населен евреями. Он также нашел евреев в Кафе ("Зап. Одесского Общества Ист. и Др.", XI, 484 sqq). Ярлык Мюрада-Герай-хана от 1682 подтверждает права собственности евреев г. Чуфут-Кале на земли в окрестностях ханской столицы Бакчэ-Сарая (сборник узаконений, изд. З. А. Фирковича, II, VII). Ярлык Селима-Герай-хана от 1728 г., данный на имя евреев-крымчаков города Карасубазара, поименно обозначенных в данном ярлыке, подтверждает исконные их права собственности на земли в городе Карасубазаре и привилегии от государственных налогов, от торговых пошлин и т. д. (помещен у Дейнарда; םירק אשמ, 121—122). О евреях в К. под владычеством России см. Крымчаки. Из крымских ученых и деятелей должны быть упомянуты: р. Авраам Кирими, автор "Sefat Emet", p. Моисей бен-Яков га-Гола, р. Ашер га-Коген, р. Калман Ашкенази, Козе Кокос, игравший довольно видную роль в сношениях между великим князем Иваном Васильевичем и Менгли-Гиреем (см. "Инструкция великого князя боярину Никите Васильевичу Беклемишеву от 1474 г."; его же "Инструкцию боярину Семену Борисовичу от 1486 г.", "Регесты и Надписи", I, 193, 197; ср. ib., 194—195), Моисей бен-Яков Кокос, р. Соломон Сабах, занимавший видный пост при ханском дворе (ср. Гурлянд, לארשי יזנג, Ι, 25), p. Барух Калаи, р. Мордехай Калаи, ученик р. Авраама Хасана, Давид бен-Элиезер Лехно, автор "Мишкан Давид" и др.

Ср.: Архиепископ Станислав Богуш Сестренцевич, Histoire de la Tauride, 1800, pyc. пер., СПб., 1806; Бларамберг, в "Од. Вест.", 1828, 100 и 102; Стемпковский, в "Одесском Вестнике", 1832, № 52; А. Ашик, "Воспорское царство", I—III, Одесса, 1848; Девар Серафаим, "Зап. Од. Общ. Ист. и Древн.", 11, 20, 1850; Л. Стефани, в "Древностях Боспора Кимерийского", II; id. Bulletin de l'Académie de St.-Pétersbourg, 244 sqq; id. Mélanges gréco-romains, II, 1860, pp. 200—204; M. X. Леви, Epigraphische Beiträge zur Geschichte d. Jaden, в Jahrbuch für die Geschichte d. Juden u. des Judenthums, II, 1861, 273—274, 298—302; Грефе, в Bulletin hist-phil. d. l'Académie de St.-Pétersbourg, III, p. 65 sqq.; d. в Mémoires de l'Académie de St.-Pétersbourg, Série VI, t. VI, p. 12; Бекк, Corp. inscr. graecarum №№ 2079, 2114бб, 2131бб; Фредерик Дюбуа де Монперре, Voyage autour du Caucase... en Georgie, en Arménie en Crimée, 1839—1845; A. Я. Гаркави, תפשו םידוהיה םיואלסה, Вильна, 1867, pp. 77—97, 105—112, 129—130; id., "Об языке евреев, живших в древнее время на Руси, СПб., 1865, стр. 43—56; id., "Сказания евр. писателей о хазарах и хазарском царстве", СПб., 1874, отр. 143—145; id., Altjüdische Denkmäler aus d. Krim (Mémoires de l'Académie de St.-Pétersbourg, ХХIV, I, СПб. 1876); id., в Ha-Meliz, VII, 1867, № 11 и 22; id., "Труды Вост. Отд. Археол. Oбщ.", XIV, 1869; id., "Труды IV археологического съезда в Казани", VII, 239—248; id., Отрывки из исторического сочинения Д. Лехно םיתפש רנד в "Отчете Имп. Публ. Библ. 1882", прил. II, стр. 1—41; B. Latyschev, Inscriptiones antiquae orae septentrionalis Ponti Euxini graecae et latinae II, 1890; E. Schürer, Die Juden im Bosporanisehen Reiche u. die Genossenschaften der δεβόμενοι Θεόν ΰφιοτυν ebendaselbst, в Sitzungsberichte der königlich preussischen Akademie der Wissenschaft zu Berlin, 1897, pp. 200—225; И. Ю. Маркон, אפכ גהנמ רוזחמ (СПб. 1909); Neubauer, Aus d. Petersburger Bibliothek; Д. Хвольсон, "Восемнадцать евр. надгробных надписей из Крыма", в "Сборнике Общ. Распр. Просв.", I, 1866 и отдельно; id. "Сборник евр. надписей", СПб., 1884; Финн, םירקנ לארשי ימכח, Ha-Karmel, II—III; "Сборник старинных грамот и узаконений российской империи касательно прав и состояния русскоподданных караимов", изд. З. А. Фирковича, СПб., 1890 (помещенные в отделе II грамоты татарских ханов выданы издателем за караимские без всякого основания); "Регесты и надписи", I—II (надписи, помещенные в I томе под отдельной пагинацией, 1—44 считаются современной наукой не подлинными); S. Krauss, Sklavenbefreiung in der jüdisch-griechischen Inschriften aus Südrussland, в Festschrift A. Harkavy's, 1908, pp. 52—67; J. E., IV, s. v. Crimea. См. Крымчаки.

Раздел4.




   





Rambler's Top100