Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Куза, Николай де

— христианский богослов и философ (1401—64). Как папский легат, К. издал на Бамбергском синоде (1451) законы против евреев. Более беспристрастным было его отношение к ним в философских трудах. К. примыкал к немецким мистикам. Он ссылается на каббалистическую книгу "Разиел", не обнаруживая, однако, основательных знаний евр. мистики. Он цитирует, также Исаака Израэли, Авицеброна (Гебироль), Авраама ибн-Эзру и Якова бен-Махир. В своем главном философском труде "De docta ignorantia" К. приписывает p. Соломону (ошибочно вм. Маймонида?) следующие мысли: истинная вера стоит выше достижения всех познаний; необходимо стараться пойти дальше рационализма, если желательно достичь состояния чистой веры; наука никогда не ведет к познанию Бога, потому что Бог один может познавать свое существо; человеческое познавание Бога — в лучшем случае сознание несовершенства позитивной науки. Куза следует за рассуждениями рабби Соломона в его определении о различных именах и атрибутах Бога, которые не могут быть выражены человеческой речью; Богу можно только приписывать отрицательные атрибуты. [что, как известно, утверждают все средневековые евр. философы; см. Гаркави, םינשי םג םישדח, I, № 10, стр. 15—16]. В своем "De pace sive concordancia fidei" К. высказывает следующую теорию: есть только одна религия, которая проявляется в различных религиозных "практиках". К различным народам Бог посылал разных пророков, дабы каждый народ мог получить религиозное обучение в соответствующем ему духе. Существование различных религий объясняется только тем, что люди не сознают религиозного единства. Они, однако, все исповедуют одну и ту же веру; и даже политеисты молятся через различные свои идолы единственному Богу. Поэтому легко на научном основании примирить враждующие религии; не должно, однако, требовать однообразия обрядов. Таким образом, евреи могут сохранить свои специальные обряды, если только будет выяснен символический их смысл. — Ср.: Stern, Urkundl. Beiträge etc.; Guttman, в Monatsschrift, XLIII, 251 и сл. [По Jew. Enc. IV, 394].

Раздел5.




   





Rambler's Top100