Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Леви

(יהל; в русской Библии — Левий) — 3-й сын Якова от Лии и один из 12-ти родоначальников колен израильского народа. Имя его производится в Библии от глагола הה — "прильнуть" ("теперь-то прильнет — ההלי — ко мне муж мой", — сказала мать его Лия, когда он родился; Быт., 30, 34). Он, как и остальные сыновья Якова (за исключением одного Вениамина), родился в Месопотамии. О его жизни в Библии рассказано, что он вместе с Симеоном напали на жителей Сихема и истребили их в отмщение за поругание чести их сестры Дины (см.), зa что и были прокляты Яковом перед смертью, лишены им отдельных территорий и осуждены быть рассеянными среди других колен в Обетованной Земле (Быт., 49, 5—7). Это и сбылось впоследствии, и Моисей назначил левитам особые города среди уделов других колен Израилевых, хотя придал этому рассеянию не характер проклятия и наказания, а скорее характер отличия ввиду их предназначения быть учителями народа. Когда Яков переселился со всем своим семейством в Египет, y Л. были три сына: Гершон, Кегат и Мерари (ib., 46, 11). Дочь его Иохебед (см.), родившаяся в Египте, является женой Амрама, его внука, и матерью Моисея (Исх., 2, 1; 6, 20). Жил он 137 лет (как и Амрам, ib., 6, 16, 20). См. Левиты.

Раздел1.

Л. в апокрифической и агадической литературе. — О Л. как родоначальнике священнического колена, избранного охранять святилище и закон, много говорится в апокрифической и агадической литературе. Имя Л. толкуется как "предназначенный соединить своих сыновей с Отцом Небесным" (Beresch. г., LXXI, 5) или как "предок Моисея, через которого Бог соединился с Израилем в купине неопалимой, чтобы избавить его от рабского ига" (Schem. r., I, 5). В книге "Завещание Двенадцати Патриархов" (Леви, 1—9) описываются два видения, которые имел Л., одно перед тем, как он отомстил сихемлянам за Дину, а второе после этого. В первом видении, которое он имел в Abelmaul (= הלההמ לבא), Л. увидел семь небес со всеми их тайнами, и после того, как на седьмом небе ему открылись тайны мессианского времени и дня Великого Суда, он спустился на землю и получил от ангела меч и щит, с которыми победоносно воевал с аморреями. В видении, которое он имел в Бет-Эле после истребления жителей Сихема, он узрел семь ангелов, принесших ему знаки трех "корон" во Израиле: священства, пророчества и правосудия, и после того, как ангелы помазали его и рукоположили в первосвященники, они открыли ему будущую тройную славу его дома: пророческую деятельность Моисея, первосвященство Аарона и его потомков и соединение царской и духовной власти в руках его потомков (в династии Маккавеев) по примеру царя-священника Мельхиседека. В книге Юбилеев, 31, 12—17 рассказывается, что Исаак в своем благословении предсказал Леви его великое будущее и славу его дома (ср. Targ. Jerusch. к Второз., 33, 11). Двойная роль, в которой представляется Л. в предсмертном благословении Моисея, осуществилась главным образом в эпоху Иоанна Гиркана, который был и первосвященником, и царем-воином, победившим язычников. Война сыновей Якова с аморреями является как бы предзнаменованием войны Маккавеев с сирийцами (см. Midr. העםיה y Jellinek'a в שרדאה תיב, III, 1—5; Хрон. Иерахмееля, перев. Гастера, 1899, 83; кн. Юбил., 34, 1—9; Завещ. Патр., Иуда, 3—5). В молитве Asenat Л. описывается как пророк и святой, который прорицает будущее, читая небесные письмена, увещевает народ жить в страхе Божием и быть милосердным. Он был посвящен в тайны древних писаний своим отцом Яковом, который завещал ему хранить эти книги в своей семье для будущих поколений (Юбил., 45, 16). Когда Л. совместно с Симоном напали на Сихем, им было всего по 13 лет (Ber. r., LXXX, 9). В предсмертном своем слове Яков проклял не их самих за их нападение на Сихем, а только их гнев (ib., ХСVIII, 10). Женой Л. была Милка, дочь Арана (ןרה) (Юбил., 34, 20; Завещ. Патр., Леви, 11). Когда у него родилась дочь Иохебед, он был уже "прославлен Богом" (דבנ-ההי) среди своих братьев (Завещ. Патр., ibid.). [J. E., VIII, 19 сл. с дополнениями].

А. С. К.

Раздел3.




   





Rambler's Top100