Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Лилит

(תיליל; LXX Όνοκέταυροτ Vulg. Lamia) — демон женского пола. Из трех ассирийских демонов "Lilu, Lilit и Ardat Lilit" Lilit относится к упомянутой в Ис., 34, 14. Schrader (Jahrb. für Protestantische Theologie, 1, 28) определяет Л., как богиню ночи. Sayce (Hibert Lectures, стр. 145 и след.), Fossey (La Magie Assyrienne, стр. 37) и друг. исследователи думают, что слово Lilit не имеет отношения к еврейскому слову ליל (ночь), а это есть имя демона ветра. Свое мнение они основывают на некоторых клинообразных надписях. Никакого определенного заключения о характере Л. нельзя, однако, вывести из стиха в Ис., где раньше сказано, что в обширных дворах Эдома будут жить разные дикие звери и "Саир" (сатир или козел) будет перекликаться со своим другом, а Lilit (ночная сова или демон?) изберет себе место для отдыха (ср. Cheyne, note ad loc.). Baudisin связывает Л. с крылатыми женщинами в видении Зехария. — Более ясное представление получается о Л. в евр. по библейской литературе, где Л. рисуется как демон ночи в связи с ее еврейским именем. Упоминаются демоны трех родов: духи, черти и "lilin", ןילילו, ןיךש, ןיחוד (Таргум Иер. к Второз., 32, 24; Таргум Шени к Эсфирь, 1, 3). Первые не имеют ни тела, ни образа; вторые — являются в образе человека; третьи — в человеческом образе, но с крыльями (Раши к Санг., 109а). Адам дал жизнь всем этим духам, когда он в продолжение 130 лет находился в заколдованном состоянии (Bereschit r., XX, 28). Точно так же Ева рожала демонов от духов мужского пола в течение этого времени. Этим подтверждается мнение, что демоны были похожи на людей (Хаг., 16а). Отсюда легко вывести заключение, что и Л. могли быть такого же происхождения, хотя и имели крылья (Нида, 24б). Л. везде рисуется как соблазнительная женщина с длинными волосами (Эр., 100б); она царица Земаргада (Targum Job., 1, 15); Агриман ее сын (Б. Б., 73а). Она витает повсюду по ночам, посещает комнаты одиноко спящих, действуя на их воображение (Шаб., 151б). Слова благословения: "И да охранит Он тебя" (Числ., 6, 24), означают, согласно Таргум Иер., "он защитят тебя от Л." Камни, ниспадающие с неба, — стрелы Л., они служат лечебным средством против разных болезней (Гит., 69б). Предположение Когута о том, что демон Agrat bat Mahlat (букв. Аграт, дочь болезни или танцовщицы), которая летает по ночам с мириадами демонов (Пес., 112б начало), есть царица Л., не обосновано. (См., однако, ст. Демонология). Л. танцевала перед царем Соломоном, который имел власть над всеми духами (Targum Scheni к Esther, 1, 3). Имя Lilit нередко встречается также на амулетах из терракотовых фигурок (Schwab, "Coupes à l'inscriptions magiques", p. 62). В конце Средних веков мистики, в своей демонологии основываясь на традициях и существовавших в Европе суевериях, придавали Л. более определенную форму. Суеверия, связанные с Л. и другими духами, все более и более распространялись среди еврейских народных масс. В народном воображении Л. рисуется ночным демоном, летающим повсюду в образе ночной совы и похищающим детей. Ее миссия — убивать всех детей, зачатых в грехе, хотя бы они были рождены и в законном браке. Если ребенок смеется во сне в субботнюю ночь или в ночь новолуния — это признак, что Л. играет с ним. Для этого рекомендуется дать ребенку три щелчка по носу и произнести предписанные для таких случаев заклинания, которые и прогоняют Л. (Joseph Kohen, Emek ha-Melech, p. 846; Grunwald, Mitteilungen der Gesellschaft für jüdische Volkskunde, V, 62). Л. является также мужчинам во сне; она невеста Самаеля (Schwab, Angelologie; cp. Зогар, II, 267б). В одной немецко-еврейской книге (Hanhagat ha-Chasidim), изданной во Франкфурте-на-Майне в начале 18 столетия, говорится, что Л. соблазняет мужчин и имеет от них детей. Смерть детей является последствием такого рода связи (cp. Grunwald, l. с. 10, 62). В одной легенде Л. является как царица Сава, которая в образе красивой женщины соблазнила бедного еврея из Вормса (Grunwald, l. с., 2, 30). Ей приписывали также похищение новорожденных младенцев и поэтому снабжали матерей и младенцев такими амулетами, которые исстари считались лучшей защитой от чародеев и демонов. На Востоке и в Восточной Европе существует обычай развешивать на стенах, окнах и дверях комнаты роженицы листки со специально для этого предназначенным текстом псалма (תולעמה דיש) для защиты от демонов, чертей и т. д., предводительницей которых является Л. (см. Амулеты). Имя Lilit встречается также и в нееврейских заклинаниях (Lampert, Volksmedicin, p. 170; Grunwald, l. c., 7, col. 2 и 4). Существовало представление, что Л. была первой женой Адама. Это мнение встречается в "Lexicon Talmudicum" Буксторфа s. v. — Ср.: Bacher, Lilith, Königin von Smargad, Monatsschrift. 1870, 19, 187—189; W. W. Baudissin, Studien zur semitischen Religionsgesch., 1, 128, Лейпциг, 1876; G. Brecher, Das Transcendentale, etc. pp. 47, 50, 54, Вена, 1850; Eisenmenger, Entdecktes Judenthum, 2, 413 и сл.; С. Fossey, La Magie Assyrienne, pp. 26, 37 и сл., Париж, 1902; M. Grunwald, Mitteilungen der Gesellschaft für jüdische Volkskunde, 2, 68, 74; F. Hommel, Vorsemitische Kultur, p. 367; idem., Die Semiten etc., p. 368, Лейпциг, 1881; A. Kohut, Uber die jüdische Angelologie und Dämonologie, pp. 86—89, ib., 1866; M. Schwab, Vocabulaire de l'Angelologie, p. 162, Париж, 1897; idem, Les Coupes magiques et l'Hydromancie dans l'Antiquite Orientale, в Tr. Soc. Bibl. Arch., 1890. [J. E., VIII, 87—88].

Раздел3.




   





Rambler's Top100