Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Лисий

(Лизиад) — сирийский полководец из царского рода (I Макк., 3, 32; Флавий, "Иуд. древн.", XII, 7, § 2); ум. 162 г. до хр. эры. Когда Антиох-Епифан предпринял поход против парфян (166—165), он назначил Л. регентом и опекуном над своим малолетним сыном, Антиохом V, который назвал Л. своим братом (II Макк., II, 22). При новом вице-короле вспыхнуло еврейское восстание, и после того, как посланные им войска были разбиты, Л. лично выступил во главе большой армии против евреев (165 г. до хр. эры); Л., должно быть, прорезал всю Палестину вплоть до юга Иудеи, где он был разбит при Бет-Цуре, южнее Иерусалима, и вынужден был вернуться к Антиоху (I Макк., 3, 34—36; 4, 26—35; "Иуд. древн.", XII, 7, § 5). — Согласно II кн. Макк., которую Низе считает наиболее достоверным источником в этих вопросах, война происходила лишь после реставрации храма Иудой Маккавеем. Этот же источник сообщает, что Л. заключил мир с Иудой и отправил ему письмо, в котором выражает согласие удовлетворить все требования евреев. По сообщению I кн. Макк., однако, этот мир был заключен позже. После смерти Антиоха Епифана Л. прибыл в Иудею (163) с молодым царем Антиохом V Евпатором. Начав атаку с юга, Л. осадил город Бет-Цур, что побудило Иуду расположиться у Акры и дать битву. Но еврейская армия была разбита вблизи Бет-Зехарии, и Бет-Цур окончательно перешел в руки победителей. Сирийцы затем расположились лагерем вокруг Иерусалима, находившегося пока в руках евреев, которые, по всей вероятности, были бы разбиты, если бы Л. не пришлось воевать с Филиппом, также назначенным опекуном Антиоха V (I Макк., 6, 28—48; II Макк., 13, 1—17; "Иуд. древн.", XII, 9, §§ 3—5; "Иуд. войны", I, 1, § 5). Регент поэтому нашел более выгодным заключить мир с евреями, которым он обещал предоставить прежние прерогативы (I Макк., VI, 55—62; II Макк., XIII, 23—26; "Иуд. древн.", XII, 9, § 6—7). — Признав невозможным стеснять свободу религии евреев, Л. показал себя лучшим политиком, чем его царь Антиох Епифан. Л. был близок к победе над Филиппом, но его собственные наемники предали его и опекаемого им Антиоха претенденту Дмитрию I, который распорядился умертвить их (162; I Макк., 7, 1—11; II Макк., 14, 2; "Сирийская война", § 47; "Иуд. древн.", XII, 10, § 1. — Ср.: Niese, в Hermes, XXXV, 468—476; Schürer, Geschichte, I, 205, 213—216. [J. E., VIII, 232].

Раздел2.




   





Rambler's Top100