Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Луна

— Обычное название луны в Библии — חדי, происходящее, по всей вероятности, от корня חדא (как на ассирийском языке) и означающее "странствующий"; הנבל, "белая", по бледному свету луны, употребляется преимущественно в поэзии и встречается всего три раза (Пес. Песн., 6, 10; Ис., 30, 26; Быт., 1, 14; Псал., 104, 19; Б.-Сира, 43, 6—8). Л. называется в Библии "меньшим светилом для управления ночью" (Быт., 1, 16; Псал., 136, 9). В Библии имеются только единичные следы распространенного в древности поверья в действительное или мнимое влияние Л. и ее фаз на растительную и животную жизнь. В Псал., 121, 6 говорится о возможности поражения человека луною ночью, как солнцем — днем; в основании этого лежит распространенное в древнем и современном Востоке мнение, будто кто спит при лунном свете с непокрытой головой, тот должен опасаться искривления членов, порчи зрения, глухоты, умопомешательства и т. п. тяжелых последствий. Влияние Л. на растительность упоминается только раз в Библии (Втор., 33, 14), где рядом со сладкими произведениями солнца упоминаются и сладкие плоды луны; Л. почиталась у восточных народов как божество. Израильтянам запрещено поклоняться Л. (Втор., 4, 19; 17, 3), как вообще всем явлениям природы. "Царица неба", которой иудеи поклонялись во время Иеремии (Иерем., 7, 18; 44, 17), вряд ли означает Л., как думают многие ученые; скорее следует понимать Венеру. — Ср.: Riehm, НВА, II, 1029; J. E., VIII, 678 сл.

А. С. К.

Раздел1.

Луна в Талмуде. Кроме библейских названий Л., חדי и הנבל, из которых первое весьма редко, а второе очень часто встречается в талмудической литературе, амораи употребляют еще שרח, "chodesch" (P. Гаш., 20а) и арамейское אדהים, "sihara" (ib., 206; ср. Песнь Песней, 7, 3 и Schir. r. ad loc., Санг., 37а). Вопрос о назначении Л. сильно занимал агадистов. Р. Иоханан говорит, что Л. создана для облегчения календарного счисления, ссылаясь на Иис., 104 (Ber. r., VI, 1). По мнению р. Ханины, Бог создал Л. для того, чтобы люди не поклонялись солнцу, как божеству, так как божество по природе своей должно быть единое (ib., 2). P. Симон б.-Пази говорит, что вначале солнце и Л. были одинаковой величины и одинаковой яркости, но вследствие недовольства и жалобы со стороны последней Бог велел ей уменьшиться в объеме. Однако в возмещение за это Бог дал ей другое назначение — служить основанием еврейского календарного счисления. Так как евреи считают по лунному календарю, затмение Л. является дурным предзнаменованием для них (Сука, 29а); оно указывает на четыре греха евр. народа: ложные доносы, ложное свидетельское показание, разведение мелкого скота в Палестине и уничтожение плодовых деревьев (ib., Derech Erez r., II). В талмудическую эпоху, по-видимому, работали при лунном свете: Талмуд упоминает об обычае женщин сообщать друг другу городские сплетни за прялкой при лунном свете, הנבלב תודזומ (Сота, 31а; Гит., 89а; ср. Тосаф. Сота, 27а, s. v., המוד). Реш-Лакиш, поощряя занятие наукой и по вечерам, говорит, что Л. создана с целью дать возможность заняться наукой (Эрубин, 65а). — Ср.: Aruch Compl, s. v. הנבל; J. E., VIII, 679.

A. К.

Раздел3.




   





Rambler's Top100