Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Луриа, фамилия

(Лориа, Лурье, האידאל, אידאל, אידול) — выдающаяся еврейская фамилия в России, Польше, Германии и Италии, давшая многих крупных ученых и деятелей. Традиция относит происхождение Л. к таннаитской эпохе, считая родоначальником ее танну 2 в., р. Иоханана га-Санделар (см.). В духе этой традиции составлены многочисленные родословные таблицы фамилии Л., из которых наиболее известны: 1) Таблица р. Иоханана Лурии. Отрывок из этой ценной родословни сохранился в рукописном сочинении "הנקמה" (MSS. Bodl., № 2240) знаменитого представителя Л., р. Иосельмана б.-Гершон из Росгейма (приводится у Д. Кауфманна, R. Jair Chajim, Bacharach u. seine Ahnen, pp. 8—9, и у Эпштейна, אידול תחפשמ, pp. 8—10). 2) Родословная таблица р. Ханания-Соломона б.-Аарон Л., внука р. Иоханана Л., сообщенная им р. Соломону Л. (ל״שדהמ) и дополненная последним. В этом виде она была распространена у многочисленных потомков Соломона Л., причем каждый из них считал своим долгом прибавить свою генеалогию. Одна из этих родословных таблиц приведена в "השמל תדאפת" М. А. Белинсона, а также в "Ha-Maggid", I, p. 178 и в "Jagdil Torah", Ι, 10. 3) Таблица p. Иехиеля Гейльприна, автора "Seder ha-Dorot". По мнению А. Эпштейна (l. с., pp. 25—26 и 40—41), она тождественна с 4) известной генеалогической таблицей Л., "ןיםחוי תליגמ" (напечатана в сочинении р. Эфраим-Залман Марголиота, "ןיםחויה תולעמ", Львов, 1900 и у А. Эпштейна, l. с., pp. 42—44). Основой этой таблицы является первая часть ее, начинающаяся с р. Иоханана га-Санделара и доведенная до р. Давид-Хаима Липмана Иагуди, жившего во второй половине 16 в. Автор ее, судя по его весьма детальному знакомству с итальянской ветвью Л., был, без сомнения, родом из Италии. Начало этого отрывка полно апокрифических вымыслов, имеющих целью доказать достоверность вышеприведенной традиции. Генеалогия позднейших поколений составлена автором на основании изустных и письменных источников, и часть, касающаяся итальянской ветви Л., представляет действительно историческую ценность. Сведения, приводимые автором о польской и немецкой ветви Л., страдают неточностью. Этот основной отрывок был дополнен неизвестным представителем польской ветви Л. и уже в этом виде, по предположению А. Эпштейна, поступил к р. Иехиелю Гейльприну, автору "Seder ha-Dorot". Последний прибавил к ней свою генеалогию. Дефектная копия последней версии "ןיםחוי תליגמ" (без конца) перешла к другому представителю Л., который и дополнил ее по-своему. На основании этих источников можно с достоверностью считать родоначальником семьи р. Соломона Шапиро, внука р. Соломона Ицхаки (Раши). Дочь последнего Мариам Л. состояла, по преданию, ректором раввинской школы. Первый известный нам до сих пор представитель Л., носивший эту фамилию, — р. Аарон Л., которому адресован респонс в "ץנימ ם״דהמ תובזשתו תולאש". Он, как и его сын р. Иоханан Л., автор этического сочинения "הבדדהה דפם" (Краков, около 1579 г.) и мистического комментария на Пятикнижие "שפנ תבישמ", жили в Эльзасе в конце 15 в. Современник р. Иоханана Л., р. Иосельман б.-Гершон из Росгейма, знаменитый штадлан, оставил по себе неизгладимую память в народе (см. подробно соотв. ст.). Брат р. Иоханана Л., р. Иехиель Л., умер в Брест-Литовске (Carmoly, םיבדועה" הנוי ינבו", р. 29). Он, по всей вероятности, и является родоначальником польской ветви Л. Сын р. Иоханана Л., р. Аарон Л., был даяном и парнасом в Эльзасе (תונידמ לב ןײדו םנדפ םאזלע). Сын последнего, р. Ханания Соломон Л., автор упомянутого письма к р. Соломону Лурии (Ha-Maggid, I, p. 178). Сын р. Ханания-Соломона Л., р. Иошуа Моисей Л., был даяном, а потом главным раввином в Вормсе до 1591 г. Он был учителем р. Исаака Ашкенази из Меца. От сына его, р. Аарона Л., до нас дошла генеалог. таблица, напечат. в предисловии к фюртскому изданию респонсов р. Соломона Л. ("לשדהם ת״וש"). Внук р. Иехиеля бен-Аарон Л., р. Иехиель б.-Авраам, был раввином в Слуцке. — Из представителей Л. в 16 в. должны быть упомянуты: знаменитый талмудист р. Соломон Л. (см.), сын р. Иехиеля б.-Авраам, и р. Иосельман б.-Соломон Л., автор указателя к Талмуду (MSS. Bodl., № 22631), р. Илия б.-Моисей Лоанц или р. Илия баал Шем, внук р. Иосельмана из Росгейма, р. Исаак б.-Соломон Л. Ашкенази или Ари (см. ст. Ари), знаменитый каббалист (1534—1572), р. Симон б.-Израиль Лориа, врач в Падуе (ум. в 1624 г.), р. Соломон Л., врач и каббалист, живший в Люблине, р. Мордехай б.-Иехиель Л., брат Магаршала, автор комментария к таргуму на пять Мегиллот. Из представителей Л. в 17 в. заслуживают внимания: р. Авраам Абеле Гомбинер из Калиша, автор известного комментария на Шулхан-Арух "םהדבא ןגמ", умерший мученической смертью в 1655 г., и р. Иехиель Л. из Сафеда, автор "יפוי ללבמ". В 18 в. выделяются: р. Исаак бен-Обадия Л. из Вильны, автор сочинения на разговорно-еврейском языке: ןײא" ןעדיאמ רנוא דעבײזו איו דובכל דעיל ליטבדיפםעטטאג" (Steinschneider, Cat. Bodl. s. v.), p. Петахия Л., автор сочинения "Ficus maturus аd 11 Reg. 20, 7" (1783), р. Эфраим Аарон Л„ автор "החנמל תלום" (Франкфурт-на-М., 1789). В 19 в. выдвинулся в особенности р. Давид Л., известный талмудист и деятель (см.), р. Авраам б.-Нисан Л., раввин в Шаде (Ков. губ.), автор грамматического сочинения "םהדבא תונויםנ" (Вильна, 1821), Аарон б.-Моисей Л. из Пинска, писатель, Давид б.-Аарон Л. из Минска — автор דמוע" הדשב" (Вильна, 1853), Амос Л., раввин в Мантуе (с 1873), сотрудник различных периодич. изданий; р. Саул б.-Моисей Л., автор תדטע" לואש" — новеллы в схоластическом духе на трактат Хуллин (Вильна, 1841), и р. Самуил б.-Элиезер Аарон Л., издатель сочинений р. Давида Л. "דזעילא ׳דר יקדפל שודיפ" и "דהזה ׳ם תומדק" и сочинений p. Илии гаона; Исаак Л., писатель в Багдаде, и др.; A. Epstein, Die Familie Luria; 1901.

И. Берлин.

Раздел9.




   





Rambler's Top100