Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Луцкий, Симха Исаак бен-Моисей

— караимский писатель и библиограф; род. в Луцке в конце 17 в. Л. был хорошо знаком с раввинской литературой и серьезно изучал каббалу. Неутомимый и умелый переписчик, Л. отправился в 1751 г. в Чуфут-Кале, где тогда было много караимских рукописей. Л. оказал большую услугу караимской литературе как переписчик рукописей и как писатель. Его энергичному труду мы обязаны сохранением многих ценных источников, и его библиографическая книга, в которой, впрочем, отсутствует критика, служила долго исключительным путеводителем для исследователей караимской литературы. Труды Л. в том хронологическом порядке, в котором они перечислены автором в своем "םיקידצ חדא", следующие: "קחצי דאב" — суперкомм. к труду Иуды Гиббораи "הדוהי תחנמ" на Пятикнижие; "קחצי חיש" — комм. к молитве "חװפת יתפש ינודא" в день Иом-Киппур; "חתפת תישאד" — комм. в 3 книгах ("הוצמ דנ", содержание всех заповедей и их объяснение, "םיקירצ דנ", перечень всех разногласий между раббанитами и караимами, а также генеалогическая таблица караимских ученых и их трудов и "קדצ ידעש" о календаре); "קחצי תדקע" — об убое скота и десять караимских догматов веры; "םיהלא דובב" — комм. к мистической молитве "ךל ףלאה" Мордехая Троки; "תודוםי עבדא" — четыре основных догмата, именно: сотворенность мира, существование невидимого Бога, святость и бестелесность Его и единобожие; "השמל הלפת" — диалог в вопросах и ответах между Богом и Моисеем; "םלוע תובילה" — описание сотворения мира; "קחצי יניע" — объяснения к календ. таблице Илии Башячи; קחצי תודלות — религиозные поэмы, загадки, письма и т. д. в двух книгах; ידוט" "ףםבה תודוקנו בהז в 2 книгах — первая "בהז ידוט" в стихотворной форме перечисляет все предписания в порядке 620 букв Декалога, а вторая — "ףםבה תודוקנ" — представляет комм. к первой книге; "תישאדב דפם" — объяснение сотворения мира в духе мистики; "םיהלא בבד" — описание небесной колесницы; "םיבלמ דובב" — мистическое объяснение всех букв евр. алфавита; "חופתה דפם" — о coтворении мира и о небесной колеснице по понятиям позднейшей каббалы; "דיפםה תנבל" — о десяти сефирот. В печати появились лишь следующие два труда Л.: 1) "םײחה דוא" (Евпатория, 1835) — комм. к философскому труду Арона б.-Илии םײה ץע, и 2) "םיקידצ חדא" (Вена, 1830) — сокращенная редакция "םיקידצ דנ". Другая редакция этого труда, составленная самим Л. в 1756 г. по просьбе Мордехая б.-Бераха Иерушалми и озаглавленная "שרק יאדקמ", представляет более полные библиографические сведения. Л. был ярым приверженцем каббалы, которую защищает в своем "םײחה דוא" "דיפםה תנבל" и "חופתה דפם". Книга Зогар, по его мнению, составлена еще до Мишны, хотя стала известной лишь во время Иосифа Гикатиллы. Л. цитирует многих раввинских авторитетов, веривших в подлинность кн. Зогар. Согласно Л., и среди караимов были каббалисты. Л. — также автор многих религиозных гимнов, из которых пять были введены в караимской ритуал (часть III, начало). Согласно Фирковичу, Л. умер в Чуфут-Кале, в Крыму; по по другим источникам, он умер в 1776 г. в Луцке. — Ср.: Jost, Ges. d. Judentums und seiner Sekten, II, 370; Fürst, Ges. d. Karäertums, III, 107 и сл.; Neubauer, Aus der Petersburger Bibliothek, стр. 82 и сл.; Gottlober, םיאדקה תודלותל תדקב, 203. [J. E., VIII, 219—220].




   





Rambler's Top100