Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Маариб

(בידעמ; вечерняя молитва; талмудический термин ее "Тефилат Арбит", תיבדע תלפת) — одна из трех ежедневных молитв, установленных, по преданию, согласно обычаю Давида, "вечером, утром и в полдень" (Пс., 55; 18), и Даниила. Относя установление молитв к эпохе патриархов, Талмуд приписывает вечернюю молитву патриарху Якову ввиду слов: "и пришел, עגפיו, на одно место и остался там ночевать, потому что зашло солнце" (Быт., 28, 11), интерпретируя слово, עגפיו "он молился". В библейскую эпоху молитва не считалась обязательной, на нее смотрели как на выражение личного настроения. Но по разрушении храма она стала обязательной, заменив собой жертвоприношения. Но так как жертва в храме приносилась дважды, то соответствующие утренняя и полуденная молитвы приняли характер обязательных, вечерняя же оставалась необязательной. Впрочем, необязательность молитвы М. не была признана всеми законоучителями; она-то и послужила предметом спора между р. Гамлиилом II и р. Иошуи б.-Ханании (см. Р. Гамлиил). Все это относилось, строго говоря, к молитве "Шемоне Эсре", которая произносится стоя, не касаясь, "шема", обязательной утром и вечером. В эпоху Талмуда и в течение почти всего периода гаонов, что видно из Сидура Р. Амрам Гаон, эту молитву опускали во время службы М.; составляющие ее 18 благословений были заменены 18 библейскими стихами, присоединенными к концу богослужения. Эта новая молитва, начинающаяся словами "Барух Адонай ле-Олам", была составлена вавилонскими учеными и принята палестинскими. Хотя М. не является молитвой обязательной, Маймонид все же считает ее таковой ввиду того, что она повсюду принята в силу обычая (Jad, Hilchot Tefillah, I, 6). Обыкновенно Μ. читается в синагоге вслед за Минхой, чтобы не приходилось прихожанам собираться вторично. Время для молитвы М. наступает с появлением трех звезд на небе вплоть до полуночи, а в крайнем случае до появления утренней зари (Бер., 1, 1). Если служба происходит при наличности 10-ти человек, чтец все же не обязан повторять громко молитву "Шемоне Эсре". В пятницу вечером М. начинают немного ранее обыкновенного, предпосылая ей псалом "Леху Нераннана". Сефардим же начинают с "Ве-гу-Рахум", чего не делают ашкеназим, не желая вносить грусти в праздничное настроение дня. — Ср.: Шулхан Арух, Орах Хаим, §§ 235—237; Jarchi, Manhig, изд. Гольдберга. стр. 226. и сл. (Берлин, 1855); Schibale ha-Leket, §§ 43—48, изд. Buber'a; Dembitz, Services in synagogue and home, стр. 80. [По J. E., VIII, 233].

Раздел9.




   





Rambler's Top100