Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Магария

— арабское название еврейской секты (люди пещер). По словам Иосифа Каркасани, она была основана в I в. до Р. Хр. и была так названа потому, что якобы скрывала свои книги в пещерах. За исключением произведений некоего "Александрийца" (имеется в виду, как доказал Гаркави, Филон Александрийский) и одной книги неизвестного происхождения под названием "עהדי דפם" — литература М. не представляет большого интереса. Месяцы эта секта считала с появлением новолуния; она запрещала какие бы то ни были игры. В ее руках имелись странные комментарии к Библии, вопреки представлениям саддукеев она отрицала антропоморфизм. Полагая, что Бог слишком возвышен для того, чтобы входить в непосредственные сношения с материальным миром, секта эта вводила в сотворение мира еще третью силу, служившую посредником. Этой силой был ангел, сотворивший весь мир, где он и служит представителем Господа. От него исходил и закон и все пророчества, и к нему же относятся все антропоморфические выражения Библии по отношению к Богу. Рассказ о догматах М. совпадает с рассказом о другой еврейской секте, названной у арабского писателя Шарастани по ошибке "Аль-Мукариба ("Kitab al-Millal wal-Nachal", изд. Cureton'a, p. 168). Это смешение имен и дат привело к тому, что основание секты стали ошибочно приписывать Вениамину бен-Моисей аль-Нагавенди, находившемуся под влиянием литературы М. Литература эта сохранилась вплоть до времен Давида б.-Мервана аль-Мокамеца, и под ее влиянием находился, по словам Каркасаки, и Арий, основатель христианской секты ариан. Гаркави отождествляет М. с ессеями, мотивируя свое мнение следующими соображениями: 1) Название секты не относится к их книгам, а к последователям, жившим в пещерах (תהדעמה ישנא у Гадаси) и в пустыне, что, как известно, характерно для ессеев. — 2) Все представления об ангеле находятся в согласии с догматами ессеев. — 3) Тот факт, что Каркасани в своем перечислении еврейских сект не упоминает ессеев, был бы непонятен, если бы он не отождествлял их с М. [Гаркави отождествляет "Александрийца" с Филоном, которому приписывается сочувственное описание ессеев и терапевтов (De Therapeutis). Ангел же, посредник между Богом и материальным миром, по утверждению М., не кто иной, как "Логос" Филона. Это мнение Гаркави подтвердилось затем документально цитатой из соч. "Александрийца", найденной в соч. "De Decalogo" Филона]. — Ср.: Jellinek, в Litteraturblatt des Orients, XII, 410; Grätz, Gesch., VΙ, 192; Gottlober, Bikkoret le-Toledot ha-Karaim, p. 100; Гаркави, в изд. Каркасани; Le-Korot ha-Kittot be-Israel в евр. переводе истории Греца (III, 496). [J. E., VIII, 254, с доп. Ред.].

Раздел4.




   





Rambler's Top100