Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Маймон, Моисей Львович

— академик по портретной и исторической живописи, род в 1860 г. в Волковышках, Сув. губ. До 13 лет обучался в хедерах; служил у часового мастера в Кальварии и приказчиком в бакалейной лавке в Ковне. Еще в хедере М. выказывал любовь к рисованию; образцами служили ему лубочные иллюстрации к еврейск. изданиям "Эсфири" и "пасхальной гагады"; в Ковне он зарисовывал в альбом типы покупателей и прохожих. По инициативе дедушки М. поступил в варшавскую рисовальную школу, потом посещал виленскую рисовальную школу. В 1880 г. М. поступил в петербургскую Акад. художеств; получив за картину "Смерть Иоанна Грозного" звание классного художника 1 степ. (1887), М. отправился за границу, чтобы изучить произведения великих мастеров. В 1889 г. он участвовал в частной выставке в Кенигсберге, и с этого времени работы М. стали появляться на академич. выставке в Петербурге. От целого ряда портретов (1889—1890) М. перешел к жанру. В 1891 г. он, между прочим, выставил: "С прошением" и "Политики", затем "Уголок театра" и "Ремонт" (1892). Лучшей работой М. признаются его "Марраны" (см. иллюстрацию к статье Мараны); в Испании он собрал нужный материал для изображения нападения инквизиторов в ночь на Пасху на богатого марана в то время, когда последний с семейством тайно справлял пасхальный вечер. Тема и момент сюжета, уже ранее использованные Антокольским, получили у М. оригинальную и новую трактовку; Академия художеств присудила М. за эту картину звание академика (1893); с "Марранов" была сделана большая гравюра, получившая широкое распространение. В период 1894—1900 гг. М. издал альбомы "библейских женщин", "мужей Библии" и "картин из евр. жизни" в качестве приложений к столичным евр. газетам и журналам. С 1901 г. произведения М. вновь появляются на петербургских выставках; из них были отмечены: "Грезы" (1901), "Обыкновенная история", "Царица ночи" (1902), "Петр I редактирует Ведомости" (1903). "Александр I у Серафима Саровского", "Отказали" (1904) и "18 апр. в горах Тюренчена" (1905) — в последней изображено, как евр. солдаты-музыканты, поддерживая раненого священника Щербаковского, самоотверженно ведут полк в атаку против японцев. Кровавые события в еврейской жизни 1905—06 гг. побудили М: написать "Вечный странник" и "Опять на родине" (снята с выставки по распоряжению цензуры) — раненый евр. солдат, вернувшись с японской войны на родину, находит разгромленный дом и жертвы погрома среди родных. М. выставлял эти и другие картины сперва в Амстердаме, а затем в Лондоне. Здесь некоторые его произведения были приобретены в музеи частных коллекционеров. Вернувшись в Россию после трехлетнего пребывания в Лондоне, М. экспонировал новые произведения в Петербурге и Москве. Из них отмечены: "Английские рыбаки", "Политик" "Иван Грозный" (1911). Перу М. принадлежат статьи в сборниках Рабиновича "ןדגה" (1898) и "ןגה" (1900), в "Восходе" и "Будущности". — Ср.: Αрх. Имп. акад. худ., № 121, 1880 г.; Булгаков, "Наши художники", II, 20; Д. Маггид, в сборн. "הנשה דפם", II, (1901); Jew. Enc., VII, 264.

ДГМ.

Раздел8.




   





Rambler's Top100