Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Мандейцы

— секта, учение которой является смесью христианства, еврейства и язычества. Последователи ее живут в Нижней Вавилонии, на территории Wasit и Bassora, и говорят на арабском и персидском языках. Священные книги М. написаны на арамейском языке, очень близком к языку вавилонского Талмуда, азбука же очень напоминает древнепальмирскую. Кроме имени М., происходящего от אײחד אדנמ (слово жизни; собственно: gnosis vitae, אדנמ = עדנמ), они в своих сношениях с другими общинами употребляют слово "сабиане, сабийцы", называя своих начетчиков "назореями" (אידוצנ). Европейские ученые 17 в., впервые узнавшие об их существовании, называли их "христианами св. Иоанна" (Крестителя) ввиду того почета, которым пользуется у них Иоанн Креститель, и потому, что они часто совершают обряд купания. Священные книги М. представляют собой отрывки и по своему происхождению относятся к самым разнообразным эпохам. Наиболее интересными являются "אזנג" (сокровище) или "אבד אדרם" (Великая книга), написанная приблизительно между 650 и 900 гг. Книга эта разделена на две неравные части: большую, предназначенную для живых, אנמי (одесную); меньшую, אלאמם (ошую), содержащую молитвы, которые читают при погребении священников. В этой книге излагаются религиозные воззрения с заметным еврейским влиянием. Написаны книги в духе древних гностиков, следы которого находят и в Талмуде, и в Мидрашим, а в измененной форме — и в каббале. "אזנג" дает три противоречащих друг другу рассказа о сотворении мира. Наименее сложным является следующий. В начале существовала триада: "Пира Рабба" (Великий Плод), "Аяр Зива Рабба" (Эфир Великого сияния) и "Мана Рабба" (Великая пища); последний, Мана, является важнейшим из троицы — царем света, от которого произошло все. От него произошел и "Великий Иордан", проникающий весь эфир, царство Аяра. Мана вызвал к жизни "Хаие Кадмаие", אײמדק אײח (первичную жизнь) и затем удалился, открываясь только душам самых благочестивых М. Как правящее божество, "Хаие Кадмаие" служит предметом поклонения; оно произвело многочисленных ангелов (אידתוע, собств. богатства) и "Хаие Тиньяне", אנײנת אײח (Вторая жизнь) или "Юшамин" (אימש הי), соответствующего Богу Израиля, которого гностики признавали божеством низшего ранга. Следующей за "Юшамином" эманацией является "Манда де-Хаие" (אײחד אדנמ), или "первый человек" (אימרק אדבג, в каббале ןומדק םדא). "Юшамин" сделал попытку овладеть верховной властью, но попытка его не удалась, и он был изгнан из чистого мира эфира в мир низшего света. "Манда де-Хаие" открывался людям, принимая самые различные виды; так, напр., он является в виде трех братьев: Гибил, Шитиель и Анош (библейские Авель, Шет и Энох). Из ангелов наиболее значительным является "Хаие Телитаие", "איתילת אײח (Третья жизнь), он же "Абатур" (Отец ангелов). "Хая Телитаие" сидит на краю мира-света, взвешивая на своих весах деяния духов, восходящих к нему. Петахиелю (он же Гавриил) было поручено создать землю и населить ее. Он же сотворил Адама и Еву, но не сумел вдохнуть в них жизнь. Это сделали Гибил, Шетиель и Анош, вдохнувшие в них от духа самого Мана Рабба. Гибил передал первым людям веру, поведал им, что сотворил их не Петахиель, а великое божество, стоящее гораздо выше его. Петахиель был изгнан в низший мир, имеющий четыре входа и три ада. В преисподней царствует сам грозный царь Шедун (Асмодей). Облеченный силой Мана Раба, Гибил сошел вниз и создал Руху, мать коварства и обманов, царицу тьмы (см. Лилит). Руха родила последовательно 7, 12 и 5 сыновей, и все они были унесены в небеса Петахилием. Первые 7 — наши 7 планет, 12 — составляют знаки зодиака, а судьба последних неизвестна. Мир, по верованию М., будет существовать в течение 480.000 лет, разделенных на 7 эпох, из них каждая управляется другой планетой. Весь род людской был трижды истреблен, за исключением одной пары. Библейские пророки являются, по мнению М., лжепророками. Такими были и Авраам (живший, по их исчислению, 6.000 лет после Ноя), Миша (Моисей) и Шлимон (Соломон), которому служили дьяволы (ср. Гит., 68а). Истинным пророком был Тахия (Иоанн), сын Зехарии — бывший воплощением Гибила. В течение 40 лет он крестил бесчисленное множество людей в Иордане, где по ошибке крестил и лжепророка Иишу Мешиха (Иисуса), сына Рухи Кадишты. Младший брат Гибила, Анош, тоже сошел с неба, совершал чудеса и распял лжемессию. Он проповедовал истинную веру, разрушил город Иерусалим и рассеял евреев по всему миру за то, что они предали смерти Иахию. Интересно отметить, что М. обвиняют христиан в употреблении еврейской крови для приготовления просфор. — Ср.: Chwolson, Die Ssebier und der Ssabismus, I, 100, С.-Петерб., 1856; Nöldeke, Mandäische Grammatik, введение, Галле, 1875; A. J. H. Wilhelm Brandt, Die mandäische Religion, Лейпциг, 1889; Jos. Halévy, в REJ., 139 и сл.; K. Kessler, в ΡRΕ. Herzog-Hauck'a. [Πο J. E., VIII, 286—288].

Раздел4.




   





Rambler's Top100