Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Мириам

םירמ (в Септ. Μαριάμ, в Вульгате Maria) — дочь Амрама, старшая сестра Моисея и Аарона (Иcx., 2, 4, 8). Впервые она упоминается в рассказе о раннем детстве Моисея. Когда мать его, в силу жестокого приказа фараона, не могла дольше держать у себя своего трехмесячного мальчика и принуждена была оставить его на реке, старшая дочь ее издалека наблюдала за опущенным в Нил в корзине малюткой, и когда корзина с ребенком была вытащена из воды дочерью фараона, сестра спасенного Моисея предложила царевне привести для него кормилицу из евреек. Привела она свою мать, которой и поручили вскормить собственного ребенка (ibid.). О жизни М. рассказывается мало. После чудесного перехода израильтян через Чермное море "пророчица" М. пела гимн Господу во главе хора из плясавших и игравших на литаврах женщин (ib., 15, 20, 21). Далее рассказывается, что в наказание за ропот Μ. и Аарона по поводу женитьбы Моисея на кушитянке, М. была поражена проказой и вынуждена была быть изолированной на семь дней (Числ., 12, 1 и сл.). Ее пророческий дар, как и дар Аарона, ставится ниже пророческого дара Моисея (ib., 12, 5—8). Тем не менее она, наряду с Моисеем и Аароном, считается посланником Божиим для руководительства евреями во время их странствования по пустыне (Мих., 6, 4). Умерла М. на 40-м году после исхода из Египта в городе Кадеше, где и была похоронена (Числ., 20, 1).

Раздел1.

Мириам в агадической литературе. М. родилась в то время, когда египтяне притесняли евреев непосильными налогами (ср. Исх., 1, 14), поэтому она называется םירמ, каковое слово может также означать "горькие" (Schir. r., II, 11). Она называлась также "Puah" и, подобно своей матери, была повивальной бабкой (ср. Исх., 1, 15), в возрасте пяти лет она была уже в состоянии помогать последней (Schem. r., I, 17; см. Иохебед). M. имела смелость сказать фараону, что он может быть наказан Богом за жестокое отношение к Израилю, чем подвергла свою жизнь большой опасности (ib.). Когда ее отец, Амрам, развелся с ее матерью ввиду жестокого распоряжения об избиении младенцев, М. уговорила отца вернуть мать (ib.; Сота, 12а); она пела и плясала в день вторичного брака своих родителей (Sсhem. r., I, 23; Б. Б., 120а). Она предсказала отцу, что у него родится сын, который освободит Израиля от египетского рабства. Когда родился Моисей, ее отец поцеловал ее, говоря: "Твое пророчество, моя дочь, исполнилось". Но потом, когда пришлось бросить ребенка в реку, родители стали упрекать ее. М. пошла к реке (Исx., 2, 4), чтобы видеть, каким образом сбудется ее пророчество (Sсhem. r., I, 36; Сота, 12б—13а).

M. называлась также именами: Эфрат, Хела, Наара, Азуба, Иериот, Цогар, Церет, Этнан и Ахархел (ср. I Хрон., 2, 18—21; 4, 5—8), которые даны были ей по поводу различных случаев (Sсhem. r., I, 21; Сота, 11б—12a): M. была женой Калеба бен-Иефуне или бен-Хецрон, которому родила сына Хур (ср. I Хрон., 2, 18—21). Когда она подурнела (отсюда ее имя Хела), муж бросил ее (отсюда имя Азуба); но после она поправилась, выглядела совсем молодой (отсюда имя Наара), и она вернулась в дом мужа (Sсhem. r., l. c.). M. была прародительницей царя Давида и Бецалеля, строителя Скинии. Когда М. злословила на своего брата Моисея (ср. Чис., 12), она преследовала лишь благую цель продолжения рода человеческого (Debar. r., VI, 6). Евреи ждали из-за М. семь дней, пока она была изолирована, так как и она оставалась из-за Моисея у реки (Исх., 2, 4). М. считается также спасительницей Израиля (Sсhem. r., XXVI, 1). За заслуги М. евреев в пустыне сопровождал чудесный источник, םירמ לש הראב, из которого непрерывно текла вода. Со смертью М. этот источник исчез (Таан., 9а). М., подобно Моисею и Аарону, умерла от небесного поцелуя (М. Кат., 23а), так как ангел смерти не имел доступа к ней; черви также не могут коснуться ее тела (Б. Б., 17а). Агада говорит, что М., подобно Моисею и Аарону, умерла за грех у вод Мерибы (ср. Числа, 20, 7—13). Однако, согласно Библии и другой агаде, недостаток воды ощущался евреями лишь после смерти М., когда исчез чудесный колодезь (Wajikra r., XXXI, 5 и комментарии ad loc.). [J. Е., VIII, 608—609].

Раздел3.




   





Rambler's Top100