Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Мореходство

или мореплавание. — Главной целью М. в древности была почти исключительно торговля, эмиграция не могла пользоваться М. вследствие трудности дальних передвижений. Египтяне знали лишь речное судоходство, а у других народов древности М. было в общем прибрежным, переезды с острова на остров предпринимались лишь тогда, когда земля была видна. Только у финикиян М. достигло большей степени развития: их моряки основали Кадикс (שדק) на Пиренейском полуострове, проникли в Атлантический океан до Британских (Оловянных) островов и, может быть, достигли даже янтарных берегов Балтийского моря. Евреи в очень слабой степени принимали участие в развитии М. Прибрежная полоса Палестины принадлежала на севере финикийцам, а на юге филистимлянам. В руках евреев было только побережье при Нафот Доре (רוד תופנ; I Цар., 4, 11). Временно евреи владели также важной гаванью Элот, תולא или תליא, на северной оконечности восточного залива Красного моря, откуда шел морской путь в золотоносную страну Офир. Экспедиции Соломона в эту страну пользовались финикийскими моряками (I Цар., 9, 26 и сл.; 10, 11, 12). Попытка царя Иегошафата возобновить эти экспедиции одними еврейскими матросами потерпела неудачу (ib., 22, 49 и сл.). Потеря гавани Элот во время Ахаза (II Цар., 16, 6) положила конец еврейскому М. Временное владение Яффой во время Маккавеев (I Макк., ХIV, 5) и великолепное сооружение гавани при городе Кесарея (см.) во время Ирода (Флавий, Древн., XVII, 5, 1) не возбудили у евреев охоты к М. Библия имеет много слов и терминов, показывающих, что евреи были знакомы с М. Самое обычное обозначение для кораблей является ינא, которое есть имя собирательное (ср. I Цар., 9, 26 и др.), тогда как הינא обозначает отдельный корабль (Ион., 1, 3 и сл.). Быстроходные тростниковые корабли называются הבא תוינא (Иов., 9, 26); по всей вероятности, такие корабли называются также אמג ילכ (суда из стволов папируса; Исаия, 18, 2). Корабли для дальнего плавания обозначаются םיה תוינא (Иезек., 27, 9) или שישרת תוינא (I Цар., 22, 49 и сл.; Иезек., 27, 25 и т. д.). Редко встречается слово יצ для большого корабля (Исаия, 33, 21; множ. числ. םײצ; Дан., 11, 30, и םיצ; Чис., 24, 24; Иезек., 30, 9). Шпигельберг приводит это слово среди тех, которые в периоде "нового (египетского) царства" были заимствованы ханаанейским и еврейским языком из египетского (см. Zeitschr. d. deutsch. Morgenl. Gesellsch., LIII, 638). В Чис., 24, 24 и Дан., 11, 30 под словом םיצ подразумеваются, несомненно, военные корабли киттеев (т. е. греков или римлян), то же самое и относительно Исаии, 33, 21; в Иезек., 30, 9 контекст требует значения — "быстроходные корабли на Ниле". Слово הניפס, обычное в арамейском языке, встречается в Библии только один раз (Ион., 1, 5). Торговые корабли назывались רחוס תוינא (Прит., 31, 14). В литературе второго храма мы встречаем еще греческое слово τριήρεις (II Макк., IV, 2). На еврейском языке сохранились названия всех предметов снаряжения кораблей: ןרת — мачта (Иезек., 27, 5); ןרת ןכ — подножие мачты; לבח — снасти (Прит., 23, 34), םילבח — корабельные канаты (Исаия, 33, 23), טיש — руль (ib., 33, 21), טושימ — руль (Иезек., 27, 6); סנ — флаг, שרפמ — парус. Капитан корабля — לבחה בר (Ион., 1, 6); матросы — םיחלמ, םילבוח (Иезек., 27, 27). Плоты для доставки дров морским путем — תורבוד (I Цар., 5, 23) или תודוספר (II Хрон., 2, 15). Речные лодки в Библии не упоминаются; только один раз (II Сам., 19, 19) говорится о пароме для переправы через Иордан.

Ср.: PRE, XVII, 568 и сл.; Guthe, KBW, 584; Riehm, HBA, II, 1411 и сл.

Раздел1.

Мореходство в талмудическое время. — Об участии евреев в М. в еврейских источниках имеется мало прямых данных. Однако из сообщений других источников, а также из отдельных законоположений в Талмуде видно, что евреи принимали участие в М. Благодаря географическому положению тех стран, где находилось большинство евреев, М. служило главным фактором внешней торговли, мало-помалу развившейся среди евреев. Хасмонейскому князю Симону ставится в особенную заслугу то, что он овладел городом Яффа. На пирамидах, воздвигнутых Симоном над гробницами своего отца и братьев, среди искусных украшений были также изваянные корабли (ib., XIII, 28). На еврейских монетах того времени имеется изображение якоря и трезубца (Levy, Jüd. Münz., 58—73). О первосвященнике р. Элеазаре бен-Харсум рассказывается, что он имел тысячи судов (с товаром) на море (Иома, 35б; Echa r. к 2, 2); эта гиперболическая цифра указывает на большое число судов, принадлежавших р. Элеазару. Имеются неоднократные сообщения о дальних морских путешествиях законоучителей р. Гамлиила II, р. Иошуи и р. Элеазара бен-Азарии (М. Маасер Шени, V, 9; М. Эруб., IV, 1, где рассказывается о путешествии их в некую местность ןיסרדנלפ; Гор., 10а). Законоучителям были также хорошо знакомы александрийские суда, תירדנסכלא הניפס (Кел., XV, 1). Из специальных законоположений для лиц, занимающихся мореходством, некоторые говорят о супружеских обязанностях (М. Кет., V) и разводе (Гит., VI, 5; см. ниже). От позднейшего времени имеем сообщение агады о р. Натане Когене, брате р. Хии бен-Абба, как о моряке (Ber. r., VI, 8). В конце четвертого века (390) был издан в пользу евреев и самарян навигационный эдикт, так называемый "судовой закон", подтвержденный сперва Валентином и Феодосием, а впоследствии Аркадием (Corp., XIII, 5, 18; см. Аркадий). В V веке встречаем в Киренее еврейских судовладельцев; в Вавилонии они носили название ארפוכ ינב (Баба Мец., 70а). — Морское путешествие на мишнаитском языке называлось השרפה ,הגלפה (Μ. Гит., VI, 5; M. Эруб., IV, 1; Шаб., 19а), так как всегда предполагалось далекое путешествие (о значении שרפמ ср. A. Geiger in ZDMG, ХХV, 253). Морские путешественники, שרפמ, имели также специальные названия םינפס (от הניפס = судно; М. Кетуб., V; M. Кид., IV, конец), или по-арамейски אמי יתוחנ (Шаб., 20б, 90а; Баба Мец., 85а и др.). Их сведениями часто пользовались законоучители, преимущественно в области естествознания (Шаб., l. с.). Морское путешествие всегда считалось сопряженным с большой опасностью. Сильная волна (לושחנ; Toc. Нида, V, 17; Иома, 38а), шторм на море (Иер. Бер., IX, 1), столкновение двух судов (Санг., 32б), опасные мели (Koh. r., XI, 1) — все это вызывало гибель судов. Благополучно прибывшие из морского путешествия должны произносить благодарственную молитву Богу (Бер., 54б). В связи с этим воззрением находится галахическое положение, сравнивающее в отношении акта развода отправляющегося в морское путешествие с опасно больным и приговоренным к смертной казни. По свидетельству самой Мишны, этот взгляд в галахическом отношении был принят во внимание лишь впоследствии (М. Гит., VI, 5). Ввиду частой гибели судов устраивались также общества взаимного страхования судовладельцев (Баба Кама, 116б; Toc. Баба Мец., XI). Р. Гамлиил и р. Иошуа однажды отправились в морское путешествие (вероятно, в Рим). У р. Гамлиила истощился запас провианта, и он воспользовался услугами предусмотрительного р. Иошуи, который сделал гораздо больший запас. На вопрос р. Гамлиила, каким образом он заранее узнал, что может произойти такое замедление в пути, р. Иошуа ответил: раз в 70 лет появляется комета, которая вводит в заблуждение мореплавателей (по мнению С. Рапопорта, это есть комета Галлея). И вот я подумал, может быть, и на этот раз случится подобное (в действительности так и было; Гор., 10а). Из этого рассказа мы видим, что путеводителями на море служили древним звезды. Самое неблагоприятное время для морского плавания — осеннее, между праздником Кущей и Хануккой (Ber. r., VI, 8). — К гиперболическим рассказам о морских путешествиях и о несчастиях с мореплавателями должно отнести рассказы Раббы бар-бар-Хана (Баба Батра, 73—74) и приведенные в Мидраше Kohel r., XI, 1—3.

Ср.: S. Krauss, Talm. Arch., II, 344—349, Лейпциг, 1911.

Раздел3.




   





Rambler's Top100