Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Музеи

— в 1893 г. было основано в Вене Давидом Генрихом Мюллером и Вильгельмом Стясным общество собирания и сохранения художественных и исторических памятников еврейства (Gesellschaft für Sammlung und Konservierung von Kunst und historischen Denkmälern des Judenthums in Wien), оно и создало первый еврейский M., который был открыт в ноябре 1895 г. в Вене. М. находится на Praterstrasse, 23; носит почти исключительно исторический характер. Ныне (1911) в М. находятся около 3 тысяч предметов. К наиболее замечательным должны быть отнесены следующие: 1) Субботняя комната (известна под названием gute Stube), представляющая жизнь религиозной еврейской семьи; она сделана живущим в Вене художником Изидором Кауфманом (см.) и была экспонирована на международной выставке гигиены в 1911 г. в Дрездене; 2) модель венского гетто 1420 г., как и многие мелкие вещи, относящиеся к жизни евреев в Вене до их эмансипации. Среди последних особого внимания заслуживает модель шехиты, соления мяса для употребления евреями и омывание покойника. Модели эти были на международной выставке гигиены в Дрездене в 1911 г. Большие услуги оказал М. раввин Макс Грюнвальд (бывший гамбургский раввин). Он устроил в 1896 г., в сотрудничестве с Henry Jones, ложей Bene Berit и некоторыми евреями-меценатами, образовавшими общество еврейского фольклора (Gesellschaft für jüdische Volkskunde), еврейский M. в Гамбурге, который считается государственным M.; M. посвящен почти исключительно фольклору. Венский и гамбургский М. издают сообща ежемесячник "Mitteilungen zur jüdischen Volkskunde", выходящий в Берлине под редакцией раввина М. Грюнвальда. В 1897 г. образовалось во Франкфурте-на-Майне общество исследования еврейских художественных памятников (Gesellschaft zur Erforschung jüdischer Kunstdenkmäler), собравшее значительное число художественно-исторических предметов из еврейской жизни; пока (1911) собранный материал находится в промышленной школе в Дюссельдорфе, которой заведует Генрих Фраубергер, христианин, мало интересующийся еврейским фольклором, а потому М. мало чем пополнился за время своего существования. Общество издает богато иллюстрированный сборник, воспроизводящий наиболее редкие памятники, хранящиеся в М.; до сих пор (1911) появилось 4 тома этого сборника. Варшавской общине известный меценат Игнац Бернштейн подарил интересное собрание редких книг, манускриптов и религиозно-художественных предметов. В Базеле мысль о создании еврейского М. принадлежит профессору-христианину Гофману-Крайеру; в 1908 г. местный ферейн открыл М., справедливо считающийся одним из наиболее искусно составленных музеев; он издает каталог своих предметов. В Страсбурге М. возник в 1908 г. стараниями общества изучения истории евреев в Эльзасе. В Праге М. был открыт в 1907 г., посвященный преимущественно истории пражских евреев, а также предметам религиозной жизни чешских евреев; имеются и редкие манускрипты. М. помещается в еврейском ратгаузе. В Америке еврейский М. находится при Harward'cком университете, он содержит много еврейских древних предметов, необыкновенно богатую коллекцию תורפוש и прекрасный отдел Curiosa; он существует за счет государства; издает каталог под руководством Сайруса Адлера. Кроме этих чисто еврейских М. или специальных коллекций еврейских предметов, во многих общих М. имеются либо еврейские отделы, либо относящиеся к еврейству отдельные предметы. В гамбургском М. искусства и промышленности имеется богатая коллекция еврейских религиозных предметов, благодаря старательному собиранию их профессором Бринкманом. В парижском М. Клюни (см.) собрано множество интересных еврейских предметов. В Мюнхене имеется богатое собрание свитков Торы и различных kele kodesch; особого внимания заслуживает коллекция Judenhüte или Schabbesdeckel XVIII века: тут представлены различные формы еврейских шапок из немецкого гетто последних двух веков. М. Ульриха в Регенсбурге также богат еврейскими древностями. В городском М. во Франкфурте-на-Майне имеется коллекция ритуальных еврейских предметов; много венчальных колец, kele kodesch, кетуба из Ливорно за 1744 г., а также всевозможные маски, которые носились в праздник Пурим. В историческом М. в Базеле находятся между прочим 12 еврейских черепов XIII и XIV вв.; на основании их часто делались различные умозаключения естественнонаучного и этнографического характера. В цюрихском Landes M. находится художественно сделанная Haggadaschüssel к седеру. В 70-х гг. XIX в. дрезденский еврей-меценат Альберт Вольф стал собирать еврейские редкие манускрипты, рисунки, вырезки на дереве, на меди, чугуне и вообще всякого рода художественные предметы, относящиеся к еврейству; ему удалось составить необыкновенно богатую коллекцию, которую он завещал еврейскому М., буде таковой где-либо возникнет; единственным условием Альберт Вольф поставил — прочность самого учреждения. После смерти Вольфа его предметы попали в руки одного берлинского книготорговца, и ныне (1911) между наследниками-душеприказчиками Вольфа и книготорговцем ведется процесс по поводу этой коллекции, являющейся наиболее ценным собранием еврейских художественных предметов. Еврейские предметы на различных выставках были экспонированы; заслуживают внимания с этой точки зрения всемирная выставка в Вене в 1886 г., в Париже в 1878 г., когда Штраусс послал туда свою коллекцию древностей, между прочим замечательную хануккальную лампу в романском стиле; на парижской выставке 1889 г. фигурировал "Еврейский Дом" работы Шарля Гарнье, а на выставке 1900 г. в отделе католических миссий были выставлены свитки Торы, найденные в XV в. в Кай-Фын-Фу (Китай), а также план китайской синагоги. Библия также неоднократно выставлялась на парижских выставках; в 1867 г. Библейское общество экспонировало издание Библии на 173 языках; в 1878 г. библейское общество выставило репродукцию переносного храма израильтян в пустыне. Много еврейских предметов содержала выставка 1907 г. в лондонском Уайтчепеле. На всемирной выставке гигиены в Дрездене в 1911 г. был богато представлен еврейский М. в Вене; библейская выставка в Лондоне в 1911 г. содержала богатый материал по библейской археологии. В Иерусалиме с 1908 г., благодаря агроному Аарони, возник при еврейской промышленно-художественной школе Бецалель (см.) М. фауны и флоры Палестины. В 1910 г. североамериканское правительство организовало в Иерусалиме археологический институт, во главе которого поставлен Ричард Готгейль; при этом институте открывается палестинский М.

Ср.: Mitteilungen zur jüdischen Volkskunde (за все годы); Mitteilungen des Gesell. zur Erforschung jüd. Kunstdenkmäler, IV тт.; Отчеты National Museum в Северо-Американских Штатах (Smithssonian public.); Katalog des jüd. Museum zu Basel; Die Welt, 1910, 41—42 (Palästina Nummer); ib., 1911, 33; Отчет еврейской гимназии в Яффе, 1910; Katalog der hygienisch. Weltaustellung zu Dresden, 1911.

L. Bató.

Раздел6.




   





Rambler's Top100