Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Муса, Хаиим ибн-

— испанский полемический писатель, врач и библейский экзегет; род. в Бехаре, недалеко от Саламанки, около 1390 г., умер в 1460 г. По сведениям Авраама Закуто (Juchasin, изд. Филиповского, р. 229), он был также и пайтаном, хотя никаких литургических произведений от него до нас не дошло. В качестве врача М. бывал при испанском дворе, где часто вступал в полемику по религиозным вопросам, так как незадолго до введения инквизиции здесь господствовала известная свобода слова. Это и послужило поводом для составления им полемического сочинения "Magen wa-Romach", изданного D. Kaufmаnn'ом в "Bet Talmud", II, 117—125. С арабского он перевел на еврейский одно из сочинений Al-Dschazzar'а по медицине (Парма, De Rossi MS., № 339) и написал комментарий к книге Исаии; установлено, что он написал, кроме того, и другие комментарии. Но известностью своей М. обязан, главным образом, вышеупомянутому полемическому сочинению "Magen wa-Romach", составленному в виде письма к сыну, с целью опровергнуть мнение тех, которые, основываясь на словах р. Гиллеля, отрицают грядущее пришествие Мессии (Санг., 99а). М. жалуется, что иные, основываясь на философии, ложно истолковывают библейские тексты и слова талмудистов. Все произведение представляет собой апологию иудаизма. Зная, что нападающие на иудаизм пользуются для этого аргументами из Николая де Лира, М. резко критикует его. M. установил ряд правил для ведения диспута, следуя которым можно, по его мнению, быть уверенным в успехе. Из этих двенадцати правил главнейшие гласят: 1) Еврей-диспутант должен строго держаться смысла буквы Библии. Всякое аллегорическое толкование ее на руку противнику. 2) Еврей-диспутант должен с самого начала заявить, что он не признает авторитетности Таргума и Септуагинты. Как авторитетным источником ими пользуются лишь неевреи. 3) Следует открыто сознаться, что агадические толкования не имеют никакого значения при установлении религиозной доктрины.

Ср.: Fünn, KI., pp. 358—359; Grätz, Gesch., т. VIII, index; Steinschn., HUM., 706. [J. E., IX, 114—115].

Раздел4.




   





Rambler's Top100