Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Набатеи

(по греч. Ναβαταΐοι, по араб. Nabat или Nabit) — арабское племя, владевшее в последние столетия до христианской эры обширной страной к востоку от Иордана, доходившей к северу до верховьев Евфрата. Первые следы этого племени встречаются уже, по мнению Иос. Флавия (Древн., 1, 12, 4), в Библии, где Nebajoth (תויבנ) приводится непосредственно перед Кедар (см.), как старший из 12-ти сыновей Исмаила (Быт., 25, 13). Рядом с Кедар упоминается תויבנ, также в книге Исаии, 60, 7, где оба эти народа изображаются как богатые стадами мелкого скота. И в клинописных памятниках Ассурбанипала (приблизительно 668 г. до Р. Х.) Nabajâti или Nibaâti упоминаются, как арабское племя, рядом с Kadri. Другие Nabatu, в более древних клинописных текстах времен Тиглат-Пилесера II, Саргона и Санхериба, являются как подразделение вавилонских арамейцев. Nabataei et Cedrei стоят рядом и у Плиния (Nat. hist., 5, 12). Возникает вопрос, тожественны ли библейские Nebajoth и ассирийские Nabajâti с теми набатеями, которые, согласно греческим писателям, основались в горах Идумеи приблизительно с IV столетия до христианской эры. В Талмуде иерусалимском (Шеб., VI, 1) H. тожественны с кадмонитами (см.). Во всяком случае, и в Идумее Н. были первоначально кочевниками. Наряду с торговлей мелким скотом и верблюдами они вели прибыльную караванную торговлю продуктами южной Аравии; согласно сообщению Диодора Сицилийского (IX, 94 и сл.), они считали преступлением заниматься земледелием и садоводством. Переселение Н. в Эдом было одним из фазисов арабского движения, первые следы которого заметили еще пророки Иеремия и Иезекиил; вытеснение эдомитов из Сеира ярко описано у пророка Малахи (1, 3, 4). В 312 г. и в 310 г. до Р. Х. диадох Антигон два раза неудачно пытался покорить Н. Позже Н. распространились до евфратских областей. О дружественных отношениях Иуды Макк. (около 164) и Иоанна Гиркана (около 159) к Н. к востоку от Иордана — ср. I Макк., 5, 24 и сл. и 9, 35. В последнем веке до христианской эры мы на месте кочующего народа находим государство Н. Рядом с Петрой Бостра в Гауране стала одним из главных центров; в 85 году до Р. Х. даже Дамаск и Келесирия перешли в руки их царя Ареты (תראח по-араб.; ср. Флавий, Древн., XIV, 15, 2). В 62 г. до Р. Х. Н. были покорены Помпеем (Древн., XIV, 6, 4); но только в 105 г. по P. Х. император Траян превратил набатейское государство в провинцию Римской империи (Arabia Реtrаеа). Еще несколько столетий держалась высокая культура Н. Но, начиная с IV в., кочующие арабские племена наводнили страну Н., и она сошла с политической сцены еще до покорения ее мусульманами-арабами. В новейшее время найдены во множестве набатейские надписи и монеты в каменистой Аравии и за пределами ее, от границы Египта до Вавилонии (ср. Euting, Nabatäische Inschriften aus Arabien, Berlin, 1891). Язык этих памятников — арамейский, но сильно окрашенный арабизмами. Арамейский язык Н. усвоили, по-видимому, впоследствии, когда он стал вообще господствующим языком во всех областях к западу от Евфрата (также в Палестине).

Ср.: Schürer, Geschichte des jüd. Volkes etc., index; Euting, Sinaitische Inschriften, 1890; Gutschmid, ZDMG, XV, 1 и сл.; Riehm, HBA, II, 1062 и сл.; J. E., IX, 139; Брокгауз и Ефрон, Энциклопедический Словарь, XX, 392.

А. С. К.

Раздел1.




   





Rambler's Top100