Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Награды по русскому законодательству о евреях

— быть может, первой по времени, а вместе с тем исключительной по своему характеру является награда, которой удостоился в 1805 г. каменец-подольский первой гильдии купец Янкель Хаимович; за оказанное им "бескорыстие и усердие в пользу казенную, в особенности же во время морового около Каменец-Подольска поветрия", ему была высочайше пожалована специально выбитая для него медаль с надписью "за бескорыстие и усердие в пользу казенную". Отечественная война дала, вероятно, целому ряду евреев возможность заслужить награды. Так, известный партизан Давыдов сообщает, что доброволец еврей-улан получил орден св. Георгия. Еврей Лазарь Жмудзкий, исполнявший поручения цесаревича Константина, получил две медали — серебряную и золотую; ряд отличий, и между прочим золотую медаль, получил белостокский купец Гирш Гальперин, выступавший в роли секретного сотрудника по внешним политическим делам. Все это были отдельные эпизоды. Когда же евреи стали (1827 г.) отправлять натуральную воинскую повинность, случаи награждения евреев участились, и тогда возник вопрос о праве евреев на ордена; император Николай I разрешил его (1836 г.) в положительном смысле; ссылаясь на то, что мусульмане удостаиваются знаков отличия, он повелел, чтобы евреи, нижние чины, на основании общих постановлений, представляемы были к военному ордену (св. Георгия) за военные подвиги, а к ордену св. Анны за выслугу беспорочно двадцати лет. К 1845 г. последовало повеление, чтобы мусульмане и вообще все нехристиане впредь награждались орденом св. Владимира только за военные подвиги, причем для них были установлены особые знаки (изображение святых, их вензелевых имен или креста заменено Императорским Российским Орлом). Из среды невоенных лишь немногие евреи, насколько известно, получили ордена; в 1822 г. Александр I высочайшим указом пожаловал Соломона и Джемса Ротшильдов кавалерами ордена св. Владимира 4-й степени; в 1855 г. орденом св. Станислава 2-й степени был награжден Александр Мендельсон, глава известного банкирского дома; затем еще трое лиц. Вопрос о награждении орденами обострился в 1857 г., когда военный министр Сухозанет представил к ордену св. Станислава 3-й степени шестерых одесских врачей (среди них Л. Пинскера, см.), свидетелем самоотверженной деятельности которых он был в качестве командующего южной армией; ссылаясь на отсутствие прецедента, министр внутренних дел Ланской предложил вместо ордена выдать им подарки из Кабинета; военный министр согласился, но новороссийский генерал-губернатор граф Строганов горячо выступил в защиту евреев-врачей, указывая, что они несли "самую трудную и гибельную для здоровья службу" и что нет никакого законного препятствия к награждению, тем более что не только магометане, но и язычники удостаиваются орденов. Вопрос был передан на разрешение Государственного совета; сюда же было внесено дело о награждении знаком отличия беспорочной службы главного лекаря Варшавской еврейской больницы и вообще чиновников еврейского исповедания. Канцлер Российских Императорских и Царских орденов граф Адлерберг удостоверил, что на основании законов евреи могут быть представлены к награде орденами и знаком отличия беспорочной службы на общих правилах, установленных для этих наград, и он предложил исключить из свода законов статью (перенесенную из "Устава Российских орденов" 1797 г.), гласившую, что "долг... члена кавалерского общества хранить и исполнять обязанности веры христианской". Государственный совет, найдя излишним отменить эту статью, признал за евреями право на знак беспорочной службы. Что касается награждения орденами, то мнения разделились. Меньшинство, усматривая, что большая часть орденских знаков имеет форму креста, нашло неудобным награждать евреев орденами; замена изображения святых орлом недостаточна, так как евреи, в отличие от мусульман, видят, будто бы, в изображении креста орудие позорной казни (!). Уж если нужно награждать евреев, то надо ввести для них специальные знаки, не имеющие формы креста. Большинство же членов Государственного совета решительно высказалось против всяких ограничений, указывая на то, что правительство до сих пор не считало неприличным жаловать евреям ордена, имеющие форму креста (св. Георгия) и что различие в этом отношении было бы особенно неудобно на военной службе. С этого времени евреи награждаются орденами на общих основаниях (о наградах за участие в военных действиях — см. Армия в России). — Что касается медалей, то их издавна жаловали лицам, отличившимся своей торгово-промышленной или общественной деятельностью. Было специально установлено, что евреи, состоящие при генерал-губернаторах, могут получать медали за пятнадцать лет усердной службы, а почетные блюстители при еврейских учебных заведениях (казенных) — за выслугу десяти лет; медалями жалуют также содержателей частных еврейских училищ третьего разряда; раввины, получившие почетные права купцов первой гильдии и после того исправлявшие беспорочно свои обязанности не менее девяти лет, награждаются золотыми медалями. В целях привлечения евреев к земледельческому труду были установлены особые награды для колонистов. Согласно закону 1829 г., евреи-поселенцы Херсонской губернии, в течение пяти лет производившие высевы хлеба с огородными овощами и отвечающие некоторым другим условиям, получали серебряные медали, а если в дальнейшие годы хозяйство развивалось — то золотые; получившие медали избавлялись от телесного наказания, отдачи в рекруты, порядовой повинности и проч. Положение 1844 г. о евреях-земледельцах установило для них те же награды, которые давались государственным крестьянам: похвальные листы, денежные выдачи, премии, форменные кафтаны, почетные кафтаны, серебряные и золотые медали (при этом был оставлен в силе закон 1829 г.). — Особые денежные награды были введены в 1847 г. для нижних чинов-евреев при переходе их в православие — по 7 руб. 15 коп. каждому; в 1850 г. такое же награждение было предоставлено каждому члену семьи нижнего чина, обратившегося в православие; в 1854 г. это правило было распространено и на нижних чинов морского ведомства, но в 1864 г. выдача денежного вознаграждения была отменена. — См. Дворянство, Почетное гражданство.

Ср.: "Справка к докладу по еврейскому вопросу" С. Панчулидзева, т. I, 63—82; Леванда, Хронологический сборник законов о евреях; Рукописные материалы.

Ю. Г.

Раздел8.




   





Rambler's Top100