Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Наджара, фамилия

(Нагара, Наджар, Нагар, Нахар), הראגנ — сефардская фамилия талмудистов и раввинов, ведущая свое происхождение от испанского города Нахеры (Наварра). Наиболее ранними представителями фамилии Н. являются: 1) р. Маймун бен-Давид (бен-Саадиа?) Н. (Нагар, Нахар), талмудист начала XV в., современник р. Исаака бен-Шешет (ש״ביר) и р. Симона бен-Цемах Дурана (ץ״בשר), с которым он состоял в научной переписке (сборник респонсов ץב״שת, I, №№ 94—96, 131—134, 154—157; II, №№ 4, 68—73, 86, 89, 135, 164—168), был родом из Испании, которую оставил вследствие преследований евреев и поселился в Константинте (Алжир), где и стал раввином. — 2) Р. Мордехай Н., талмудист, был раввином в Майорке в первой половине XV в., состоял в переписке с р. Симоном бен-Цемах Дураном (ib., I, №№ 119, 173—174; II, №№ 141, 225—232). — 3) P. Леви H. (Нагара), талмудист и раввин в Палестине, по всей вероятности, в Сафеде, был родом из Испании, которую оставил во время изгнания оттуда евреев (1492). — 4) Сын р. Маймуна Н., р. Натан Н., талмудист и раввин в Константине в XV в., современник р. Соломона бен-Симон Дуран. Переписка между последним и Н. напечатана в םיחוכו ץבוק р. Исаака Акриша и перепечатана в "Kerеm Chemed", IX, 110. — 5) Сын р. Леви Н., р. Моисей Н. (р. Моисей Наджара I), был раввином в Дамаске, где и умер в 1581 г. (см. Наджара, Израиль). — 6) Сыну последнего, р. Израилю Н., знаменитому религиозному поэту, фамилия Н. обязана своей известностью. — 7) Сын р. Израиля, р. Mouсей Н. (Моисей Наджара II), талмудист и поэт, состоял преемником своего отца в должности главного раввина Газы. Его поэтические произведения до нас не дошли. На рубеже XVIII и XIX вв. выдвинулся в качестве талмудиста и сефардского законоучителя р. Иуда бен-Яков Наджар (Нагар), племянник р. Иуды Коген Тануджи (умер в 1830 г.). Он написал: ׳ה ידומל — по методологии Талмуда (Ливорно, 1787; приложено несколько надгробных слов); הדוהי יפלא — комментарий к Шебуот (ib., 1794); הדוהי תובש — комментарий к Мехильте (ib., 1801); ׳ה ידעומ — комментарий к кодексу р. Моисея де Куси (ib., 1808); הדוהי תחמש — комментарий к трактатам Керитот, Соферим, Семахот, Калла, Дерех Эрец и Абот де р. Натан (Пиза, 1816); הדוהי יח — комментарий к трактатам Герим, Абадим и Куттим (ib., 1816) и הדוהי ילהא — комментарий к Сифре. Из других представителей Н. в XVIII в. отметим талмудиста р. Давида Н. (Нагара), автора новелл к некоторым талмудическим трактатам и частям Маймонидова кодекса под заглавием דוד חמצ (Ливорно, 1828).

Ср.: Asulai, I, s. v. ראגנ ןומימ, הראגנ השמ; Cazès, Notes Bibliographiques, pp. 260 и сл. [Пo J. E., IX, 150—152].

Раздел9.




   





Rambler's Top100