Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Назареи

— древнехристианская секта. По-видимому, в нее вошли все те, которые, родившись евреями, не могли отказаться от своих еврейских привычек. Вероятно, это были те иудео-христиане, которые по разрушении храма Титом бежали в Пеллу. Большинство их осталось затем жить, как и ессеи, с которыми они имели много точек соприкосновения, в пустынях, окружающих Мертвое море, почему и были отдалены от остального христианского мира. В течение долгого времени их считали правоверными христианами, и только Эпифаний (Advers. haer., XXIX) причислил их к еретикам. Вопрос остается открытым, почему их поместили среди последних, так как число иудействующих христиан в то время было очень велико и резкого различия между Η. и другими подобными сектами не было. Так, например, известный переводчик Библии, Симмах, относится одними к эбионитам, другими к иудействующим христианам. Его же последователей называют "Назареями" (Hilgenfeld, Ketzergeschichte, p. 441). Особенно трудно проследить, чем отличаются Н. от эбионитов. Иероним получил "Евангелие, согласно евреям", считавшееся одно время каноническим и причисленное затем к апокрифам, от Н., но он его приписывал не только им, но и эбионитам (Comm. in Matt., XII, 13). Евангелие это было написано не по-еврейски, а по-арамейски, однако его признавали исключительно рожденные в иудействе. Иероним цитирует еще отрывки пророков в изложении Н. (например, Пс., 8, 23 [в LXX, IX, 1]). Это все, что сохранилось от литературы H. Preuschen собрал недавно в своих "Antilegomena" (pp. 3—8, Гиссен, 1901) все сохранившиеся отрывки "Евангелия, согласно Евреям". Некоторые воззрения Н. приведены у Иеронима. "Что же мне сказать относительно Н., которые считают себя христианами? И теперь еще существует среди евреев всех синагог Востока ересь миним, осуждаемая фарисеями. Ее последователи именуются обыкновенно назареями. Но так как они себя считают и евреями, и христианами, то они суть ни то, ни другое". Таким образом, Н. признавали Иисуса, хотя вместе с тем считали законодательство Моисея обязательным только для рожденных в иудействе. Эбиониты же признавали его обязательность и по отношению ко всем (Нiрроlytus, Comm. in Jes., I, 12). Однако Theodoret смешивает H. с эбионитами. По-видимому, к концу V века Н. были совершенно поглощены частью евреями, частью христианством. Слово "минеи", упоминаемое Иеронимом, напоминает еврейское "мин", ןימ, которое так часто встречается в талмудической литературе, обозначая еретика, преимущественно иудея-христианина, исполнявшего еврейские обычаи. Христиан они называли "ноцри", что удержалось в еврейской литературе по сию пору. Коран называет христиан "Аль-Насара", что, по-видимому, объясняется родным городом Иисуса.

Ср.: Fabricius, Cod. Apocryph., N. Test., I, 355; Hilgenfeld, Die Ketzergeschichte des Urchristenthums, pp. 441—445, Лейпциг, 1884; idem, Judenthum und Judenchristenthum, pp. 32, 74, Лейпциг, 1886; Krauss, Das Leben Jesu nach jüdischen Quellen, pp. 254 и сл., Берлин, 1902; Rubin, в Ha-Eschkol, 1902, IV, 46. [По J. E., IX, 194—195].

Раздел2.




   





Rambler's Top100