Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Население

— в Ветхом Завете мы имеем целый ряд цифровых данных о числе евреев, вышедших из Египта. Вместе с левитами их было 611730 мужчин старше 20 лет, способных, следовательно, носить оружие, чему могло соответствовать общее число народа в 3154000 человек. Народная перепись царя Давида дала, по словам Библии, 1300000 мужчин старше 20 лет, чему должно соответствовать население в 5000000. Число вернувшихся вместе с Зерубабелем из вавилонского пленения равнялось 42360. По Тациту, иерусалимское население ко времени падения города достигало 600000, но Флавий дает 1100000, из коих 97000, по его словам, было продано в рабство; от них же произошло большинство евреев Европы. Достоверность вышеприведенных цифр подвергается большому сомнению. Уже Коленсо указал на то, что в Синайской пустыне крайне трудно было бы прокормить 3000000 человек. Площадь Иерусалима, которая вряд ли могла удобно вместить более восьмидесяти тысяч жителей, решительно говорит против Тацита и Флавия. По словам Диона Кассия, около 580000 евреев погибло во время войн при Адриане (Historia populi Rom., LXIX, 14), а Моммзен полагает, что в первом столетии по Р. Х. число евреев, живших в Египте, было не менее 1000000 (на общее население в 8000000), из них 200000 приходилось на город Александрию, где тогда жило около 500000 человек. Гарнак исчисляет еврейское население Сирии (Ausbreitung des Christentums, Лейпциг, 1902) в царствование Нерона в 1000000, в Палестине в то время, по его мнению, было 700000 и не менее 1500000 разбросанных по разным странам. Таким образом, он считает всех евреев к тому времени 3200000. Вероятно, число это выше действительного. — Что касается евреев в средние века, то Вениамин из Туделы (около 1170 г.) исчислял их в 1049565, считая в том числе 100000 в Индии и Персии, 100000 в Аравии и 300000 в Thanaim (?). С евреями Востока он не сталкивался, и все вычисления его, касающиеся последних, очевидно, основаны на одних лишь догадках. По-видимому, их тогда было не более 500000 во всех странах, которые Вениамину удалось посетить, а всего-навсего 750000. Единственными верными данными для разных еврейских общин следует признать следующие, заимствованные, по большей части, у Is. Loeb'а (в Rev. Et. Juiv., XIV; список далеко не полный):

Изгнания евреев были самым обычным явлением в средние века. В 1290 г. подверглись изгнанию 16000 человек из Англии, в 1396 г. — 100000 из Франции, а в 1492 г. около 200000 из Испании. Более частые изгнания, хотя и не в таких размерах, встречаются в Германии. К концу XVI в. во всей Европе было всего четыре многолюдные общины: Франкфурт-на-Майне с 2000 евреями, Вормс — 1400, Прага — 10000 и Вена — 3000 (Grätz, Gesch., Χ, 29). Преследование евреев в эпоху крестовых походов, при появлении Черной Смерти и при разных других случаях имели своим последствием значительное уменьшение их числа. По приблизительным расчетам за период времени от 1000 до 1500 года погибло около 380000 евреев; надо полагать, что всего числилось в это время 1000000 на всем земном шаре. Центр еврейской жизни в XVI и XVII вв. находился в Польше (в XVI в. — 200000 евреев, в 1659 г. — 100000, что объясняется массовыми истреблениями в эпоху Хмельничнины) и в государствах, расположенных кругом бассейна Средиземного моря, за исключением Пиренейского полуострова. По подсчету Банажа, к началу XVIII в. число евреев всей Европы достигало 1360000, а число их в Польше и Литве накануне разделов достигало свыше 300000. Так как польские евреи составляли большинство евреев Европы, то приходится сильно сомневаться в том, чтобы к середине XVIII в. число остальных превышало 400000. Принимая во внимание евреев, живущих в магометанских странах, следует полагать, что общее число их едва ли превышало 1000000. Более детальные данные помещены в статьях, обнимающих историю отдельных стран, как Богемия, Галиция, Испания, Италия, Баден и др. (см.), крупных общин, как Амстердам, Берлин, Вена, Вормс, Гамбург и др. (см.), и множества мелких общин, особенно в Испании, Моравии, Германии. Во всех почти статьях о городах и местечках Речи Посполитой имеются данные о количестве в 1764 г. плательщиков подушной подати, т. е. евреев и евреек старше одного года. О движении еврейского населения в Речи Посполитой — см. Польша.

Ср.: Сassel, статья Judеn в энциклопедии Эрша и Грубера, 2-я секция, т. XXVII; Вениамин из Туделы, Itinerary, изд. Ашера; Usque, Consolacao; Ziemlich, Machsor Nürnberg, Берлин, 1886; Bücher, Die Bevölkerung von Frankfurt. аm M., Тюбинген, 1886; ценные историко-статистические работы начаты были Stern'oм в изд. Die israelit. Bevölkerung d. deutschen Städte. I Ueberlingen а. Bodensee. II. Kiel. III. Nürnberg im Mittelalter, 1890—96; см. также литературу в конце главнейших исторических статей Евр. Энц. [По J. Е., XI, 528—530].

Раздел5.

В новое время. — Во всех странах, где господствует английский язык, и главным образом в Америке и Англии, не принимающих во внимание вероисповедания, приходится прибегать к известным приемам для определения численного состава еврейского населения страны. Такими вспомогательными средствами служат списки умерших, регистрация браков и школьная статистика. Что касается первого, то этот список может почти всегда служить верным источником для определения числа евреев. Но если этот счет ведется в стране, где иммиграция сильна, то получается неверная цифра, так как большинство переселенцев бывает самого цветущего возраста и смертность среди них ниже, чем в других слоях общества. Исчисляя население при помощи зарегистрированных браков, мы получим число, значительно превышающее действительное, так как, благодаря возрасту эмигрантов, получается более высокая норма брачащихся евреев в Западной Европе. Однако и число детей школьного возраста, которое обыкновенно принимают равной одной пятой всего населения, едва ли может служить верным показателем при определении еврейского населения, благодаря тому что евреи-родители отличаются особым рвением в этом отношении. В тех же случаях, где нет возможности определить вероисповедание учащихся, приходится удовлетвориться определением числа лиц, не посещающих школу в Иом-Киппур. Число это почти всегда отвечает действительности.

Табл. № 1. Еврейское население в 1903 г. (по данным "Jüdischer Verein für Statistik").

Европейская Россия

5082343

Австро-Венгрия (с Босниeй и Герцеговиной)

2002591

Германия

590000

Румыния

269015

Англия

179000

Голландия

103988

Франция

86000

Европейская Турция

82277

Италия

47000

Болгария

28307

Швейцария

12551

Бельгия

12000

Греция

8350

Сербия

5100

Швеция и Норвегия

5000

Дания

5000

Испания

2500

Гибралтар

2000

Люксембург

1200

Португалия

1200

Крит

728

Кипр и Мальта

130

Всего в Европе

8518280

Турция (Азиатская)

Палестина

78000

175500

Аравия

20000

Другие части

77500

Россия Азиатская

105747

Персия

35000

Индия

22000

Афганистан

18435

Китай

2000

В остальной части Азии

166000

Всего в Азии

524682

Марокко

150000

Алжир

57132

Абиссиния

50000

Тунис

45000

Южная Африка

30000

Египет

25300

Триполис

10000

Всего в Африке

367432

Соединенные Штаты

1136240

Канада

16432

Аргентина

7015

В остальной части Америки

10194

Всего в Америке

1169881

Новая Зеландия

1611

В остальной части Австралии

15364

Всего в Австралии

16975

Всего на земном шаре евреев

10597250

[По новейшим вычислениям (Ruppin, Die Juden der Gegenwart, 1911), всего евреев 11558 тыс., из которых 76,6% живут в Европе, 44,2% в России и 16,4% в Америке. Характерно, что 50 лет тому назад в Америке жило лишь 2,5% всех евреев].

Начиная с середины XIX в., мы замечаем быстрый рост евреев в Западной Европе. Раньше его старались задержать законами, ограничивающими число евреев для отдельных городов, и еврейское население во многих городах не только не росло, но даже падало. Так, например, Прага дает следующие цифры (Ficker, Bevölk. Böhmen, p. 5, 5):

Быстрый рост объясняется, с одной стороны, ранними браками, с другой — небольшим процентом детской смертности. Некоторое представление об этом росте могут дать таблицы для Голландии, Венгрии, Польши и Вюртемберга:

Для определения % отношения роста еврейского населения по сравнению с остальным населением можно воспользоваться следующей таблицей из Lehrbuch (стр. 510) Гаусгофера и "Moralstatistik" Oettingen'а:

Нельзя признать эти статистические данные абсолютно точными. На прирост еврейского населения влияют как число рождений и смертность, так и эмиграция. Так, например, в первую половину XIX в. евреи Галиции и Польши пользовались первым удобным случаем, чтобы переселиться в Германию. Когда же были проведены в жизнь суровые меры, направленные против евреев-иммигрантов в Германию, прирост евреев сильно понизился и почти пал. Противоположное явление мы замечаем в Англии и Америке, где иммиграционная волна стоит в течение последних десятилетий на небывалой дотоле высоте. Нельзя отказать в известном влиянии на увеличение еврейского населения и числу крещений за прошлое столетие. Цифра эта тем выше, чем более евреи подвергаются ограничению в своих правах, хотя по отношению к России этого нельзя сказать. Насколько эта потеря чувствительна для еврейства, можно судить по вычислениям Lory ("Judentaufen im 19 Jahrhundert, Ein Statistischer Versuch" в Nathanael, III и IV, Берлин, 1899), составленным им для XIX в.:

Потеря эта, таким образом, может быть принята в среднем в 2000 человек ежегодно для прошлого столетия. В 1900 гг. она исчислялась в 3000 человек, из них 1000 приходилась на Австро-Венгрию, 1000 — на Россию, 500 — на Германию, остальное число на другие англосаксонские государства. Чтобы быть более точным, число это следовало бы уменьшить на 500, т. е. на число лиц, перешедших в иудейство, главным образом христианок, вышедших замуж за евреев. Принимая во внимание все вышеупомянутое, как и вообще недостатки статистических данных, легко понять, почему цифры эти так легко расходятся у разных лиц, подводивших итоги, как это явствует из нижеследующей таблицы. В основу новейшего вычисления положены труды J. Loeb'а (1879). Главным недостатком этого вычисления является чересчур уменьшенное число евреев в пределах Польши (1000000) и слишком высокая цифра для фалашов (200000). Из прежних вычислений наиболее важными являются вычисления Иоста, помещенные в X т. его истории, тщательно разработанные по данным переписи, сделанной около 1840 г.

Слишком доверять этим цифрам не следует, хотя бы потому, что в статистике Англии, Соединенных Штатов, Франции, Италии и т. д. нет особой рубрики для вероисповедания. Еще хуже обстоит дело со статистикой евреев в магометанских странах. Попытка Alliance Israélite Universelle, сделанная с этой целью, дала следующие результаты:

Cuinet принимает число евреев в Азиатской Турции в 121381, для Сирии и Палестины — 70382 (La Turquie d'Asie, Париж, 1892—95). Насколько трудно добыть цифровые данные в магометанских странах, легко убедиться на основании следующей таблицы, дающей число евреев, жителей Иерусалима:

По-видимому, 95% всего еврейского народа составляют ашкеназы. Число сефардов приблизительно следующее:

Хотя концентрация народонаселения в городах стала общим явлением, но евреи являются горожанами по преимуществу. Еврейское население было распределено по городам и селам следующим образом (пo A. Ruppin'у, Die Juden der Gegenwart, 1911):

Евреи стремятся везде в столичные или наиболее крупные города; так, из иммигрантов в Англию 60% выбирают своим жительством Лондон, 30% — Манчестер, Глазго, Ливерпуль и Лидс. В Америке 60% иммигрантов живет в Нью-Йорке. В Германии, согласно статистике 1900 г., 42,72% евреев жили в больших городах, а христиан лишь 15,90%. В Баварии в 1900 г. жило в больших городах 46,2% всего еврейского населения, христиане составляли лишь 21,9%. Помимо соображений чисто экономического характера, на концентрацию евреев в городах влияют и другие факторы: доступ к высшему образованию, стремление к лучшим условиям жизни и т. д.

По абсолютной величине еврейского населения следуют: Нью-Йорк — 1 млн.; Варшава — 255 тыс.; Будапешт — 169 тыс.; Одесса — 150 тыс.; Лондон — 147 тыс.; Вена — 146 тыс., затем Чикаго, Филадельфия, Берлин и Париж. В первых шести городах живет 1/6 всего еврейского населения.

Благодаря широкой эмиграции евреев из Румынии, России и Галиции, за последние 30 лет давших до 1000000 выходцев, мы имеем некоторые более подробные сведения о евреях, живущих теперь в Англии и Америке. Так как громадное большинство эмигрантов приходится на возраст от 15 до 45 лет, то этим они сильно понизили цифру смертности и повысили число браков в соответствующих странах. Зато цифра смертности детей в возрасте ниже 5-ти лет кажется так же сильно повышенной, представляя, например, в Лондоне 50% всех случаев смерти. Эмиграция оказала влияние и на взаимоотношение цифр мужчин и женщин, по сравнению с теми же данными для туземного населения.

Несмотря на более высокую рождаемость мужчин сравнительно с другими народами, у евреев замечается значительный перевес женщин над мужчинами. Это объясняется, конечно, эмиграцией, увлекающей, главным образом, мужчин. По этой же причине цифра, показывающая отношение между молодыми людьми и молодыми женщинами в Англии и Америке, выше, чем в других странах, выше и число браков. Вообще же брачность среди евреев ниже, чем среди других. Так, в Германии на 1000 жителей в 1907 г. было среди евреев 7,42 брак., а среди других — 8,32; в Венгрии — 8,04, 8,84; в Амстердаме — 6,4, 8,05; В Чехии — 7,42, 7,95 [J. Е., IX 529—536]. По языку евреи могут быть представлены следующим образом: в странах, где господствует славянский язык, жили (1900) 6225000 евреев, а считали его своим обиходным языком — 400 тыс.; в странах с английским языком — 2200000, говорили на нем 1100000; в немецких странах — 900000, говорили на нем 1250000 (так как много евреев и за пределами Германии говорят на немецком языке), в венгерских — 850 тыс., говорили 600 тыс.; в турецко-арабских — 650 тыс., говорили 250 тыс.; во французских — 175 тыс., говорили 150 тыс.; в голландских — 110 тыс., говорили 110 тыс.; в итальянских — 40 тыс., говорили 40 тыс., другие языки — 400 тыс., говорили 300 тыс.; жаргон — 7 млн., эспаньольский — 350 тыс., таким образом 63,6% евреев имеют свой диалект, а употребление немецкого языка в качестве обиходного превышает число евреев, живущих в Германии. В Италии и Голландии все евреи считают своим родным языком голландский и итальянский языки. Наоборот, в славянских странах 7% считают своим родным языком господствующий в стране язык.

Раздел6.

Население России. — Россия впервые встретилась с оседлым еврейским населением в 1772 г., когда к ней перешла от Польши Белоруссия, преобразованная в две губернии, Полоцкую (впоследствии Витебскую) и Могилевскую. В 1791 г. евреи получили возможность переходить из белорусских губерний в Таврическую область, где они нашли группу единоверцев, издавна осевших в Крыму, — так называемых крымчаков (см.). Тогда же перед евреями открылся доступ в Екатеринославское наместничество, обнимавшее образованные позже Екатеринославскую и Херсонскую губернии. Новая масса оседлого еврейского населения перешла в русское подданство в 1793 г., когда по второму разделу Польши Россия приобрела территорию, разделенную на Минскую, Изяславскую (впоследствии Волынскую) и Брацлавскую (позже Подольскую) губернии. В это время (1794 г.) евреям бывших польских губерний было предоставлено селиться в Киевской, Черниговской и Новгород-Северской (Полтавской) губерниях. С третьим разделом Польши, последовавшим в 1795 г., Россия включила в число своих подданных еврейское население литовского края, составившего Виленскую и Слонимскую (Гродненскую) губернии. Одновременно под русское подданство перешли курляндские евреи. С возникновением в 1815 г. Царства Польского присоединилось многочисленное еврейское население края, из которого были позже образованы 10 губерний. Завоевание Кавказа дало России "горских" евреев. Присоединение Бессарабии также увеличило численность еврейского населения. — Окладные книги конца XVIII в. и начала XIX в. сохранили нижеследующие данные о еврейском населении; приведенные цифры говорят о числе мещан и купцов, подлежавших податным и иным казенным сборам.

1) — Крымские евреи не выделены из общих цифр; русские евреи именованы "раббинами".


2) — Часть Новороссийской губернии отошла к Киевской губернии.


3) — В 1799 г. и позже входит в Волынскую губернию.


4) — Включая немногочисленных караимов.

Согласно этой таблице, если признать, что в 1800 г. численность еврейского населения в обеих литовских губерниях была такая же, как в 1797 г., общее еврейское население в 1800 г. достигает цифры в 152346 душ, уплачивавших подати и повинности.

По ревизии 1847 г. численность еврейского населения в пределах черты еврейской оседлости представлена в следующих цифрах:

Кроме этих 15 губерний черты оседлости, евреи жили массами в губерниях Царства Польского, где по официальным данным 1856 г. значилось 467682 души. Небольшими же группами евреи расселились по всей территории России, согласно прилагаемой таблице, относящейся к 1858 г. (не включая Сибири):

Более значительные группы еврейского населения имелись также в Курляндии (в 1850 г. свыше 22 тыс.) и на Кавказе (в 1835 г. свыше 12 тыс.; см.).

Ср.: Статистические таблицы Российской Империи, изд. Центр. Статистического Комитета, вып. II, СПб. 1863 г.; Милютин, Устройство и состояние еврейских обществ, СПб., 1849—1850 г.; Рукописные материалы.

Ю. Г.

Раздел8.

Новейшее время. Перепись 1897 года зарегистрировала всего 5189401 еврея, что по отношению ко всему населению Империи составляет 4,13%. Почти все еврейское население (93,9%) живет в 15 губерниях черты оседлости и 10 губерниях Царства Польского: а именно в 15 губерниях черты оседлости 3558060 евреев и в 10 губерниях Ц. Польского 1316576 евреев. Процент евреев к общему населению в 15 губерниях черты оседлости — 10,79%, а во всех 25 губерниях, где евреям дозволено жительство, — 11,51%. Распределение по отдельным местностям показано в таблицах №№ 1 и 2.

Таблица № 1. Губернии, открытые для жительства евреев.

Распределение еврейского населения по городам, местечкам и сельским местностям. В силу "Временных правил" 1882 г., евреям воспрещено вновь селиться вне городов и местечек черты оседлости. Поэтому огромная часть (4/5) еврейского населения сконцентрирована в городах и местечках, а в сельских местностях живет лишь 1/5 еврейского населения. Составляя в городах черты оседлости 37,6% и в местечках 39,8% ко всему населению, евреи в сельских местностях представляют лишь 2,8% всего населения. Впрочем, колебания значительные по отдельным районам и густота еврейского населения различна в крупных и мелких городах (в последних выше). Распределение по типам поселений показано в таблице № 3.

Таблица № 3.

Относительная численность еврейского населения, живущего в сельских местностях, обратно пропорциональна густоте сети городских поселений: чем больше городов и местечек в районе или губернии, тем меньшая часть евреев живет в сельских местностях. И этот фактор не менее важен, чем юридические ограничения в передвижении евреев. В среднем в сельских местностях живет лишь 1/5 часть всего еврейского населения; в местечках и посадах 1/3 и в городах приблизительно 1/2. До 30% достигает еврейское сельское население в Черниговской и Екатеринославской губерниях (где невелико количество городских поселений); менее 10% еврейское сельское население в Варшавской и Калишской губерниях (где много городских поселений со значительным промышленным развитием). Процент местечкового населения особенно высок в юго-западных (40,3%) и в северо-западных губерниях (37,5%), понижаясь до 25,1% в Царстве Польском и 10,9% в юго-восточных губерниях (где и местечек мало). Городское население по отдельным губерниям черты оседлости распределяется следующим образом (в %):

Более половины городского населения евреи составляют в 8 губерниях, от 1/3 до 1/2 — в 10 губерниях, от 1/4 до 1/3 — в 6 губерниях и менее 1/4 лишь в одной губернии.

Состав еврейского населения: 1) по полу, 2) возрасту, 3) семейному состоянию. — В общем населении России количество женщин несколько выше, чем количество мужчин: на 100 мужчин приходится 101,1 жен.; но в городах, куда направляется из деревень на заработок значительное количество мужчин и где сконцентрированы войска, число мужчин выше числа женщин: на 100 мужчин только 88,8 жен. (в сельских же местностях на 100 муж. — 103,3 жен.). У евреев количественное преобладание женщин еще более заметно — при почти одинаковом соотношении в городах и уездах, — а именно: на 100 муж. приходится 105 жен. Такой численный перевес женщин объясняется более значительной смертностью мужчин (на 100 муж. в еврейском населении умирает лишь 77 жен.), усиленной еврейской эмиграцией, уносящей за океан больший % мужчин. Не представляя разницы в городах и уездах черты оседлости, соотношение полов у евреев вне черты оседлости совершенно иное: число мужчин не только не ниже, но выше числа женщин (115 муж. на 100 жен.). Так как евреи ограничены в праве передвижения, то в губернии, лежащие вне черты еврейской оседлости, попадают только лица привилегированные, преимущественно лица торгового сословия; естественно, среди этих пришлых евреев преобладают мужчины. Из губерний черты оседлости лишь Екатеринославская и Таврическая имеют большее количество мужчин-евреев, чем женщин. Эти обе губернии, как и губернии вне черты, являются до известной степени страной иммиграции евреев. Колебания полового состава по возрастам показаны в таблице № 4.

Таблица № 4. Возрастной состав еврейского населения Империи в %.

На юге в еврейском населении меньше женщин и более высок % рабочего возраста мужчин. Как высокий % женщин, так и низкий % рабочего возраста среди мужчин-евреев вызываются (в Северо-западном крае и Царстве Польском) общей причиной — эмиграцией. Яркой иллюстрацией влияния эмиграции на половой и возрастной состав служат данные для Ковенской и других пограничных губерний, где преобладание женщин в рабочем возрасте максимальное. Сильное преобладание в тех же возрастах мужчин-евреев Таврической губернии — отражение иммиграции мужчин рабочего возраста. Состав еврейского Н. по семейному состоянию обусловливается, с одной стороны, возрастным составом (избыток младших возрастов увеличивает количество холостых и незамужних), с другой стороны — экономическими и бытовыми условиями. Исключая из общего числа еврейского Н. лиц до 16 лет, мы наблюдаем следующий семейный состав еврейского (половозрелого) Н.:

Итак, в браке состоят 2/3 мужчин и почти 2/3 женщин; холостые составляют 3/10 всех мужчин, девицы около 1/4 женщин. Но вдовых и разведенных мужчин втрое меньше, чем женщин: женщины вообще реже вступают во второй брак; большое число вдов объясняется и тем, что женщины раньше вступают в брак и потому переживают мужей. По сравнению с другими национальностями % холостых и девиц у евреев значительнее, чем в общем Н. (26,9 муж. и 18,1 жен.), но ниже, чем у поляков и особенно у литовцев. Процент состоящих в браке ниже, чем у русских, и в общем Н. (67,3 муж. и 67,6 жен.), но выше, чем у поляков и литовцев. Вдовых сравнительно мало в еврейском населении; разведенных больше, чем у других народностей, — вследствие распространенности развода, дозволенного еврейской религией. Горожане-евреи (как, впрочем, и неевреи) вступают в брак позже. Что касается отдельных районов, то Царство Польское и Юго-западный край характеризуются сравнительно низким процентом холостых и девиц и высоким процентом состоящих в браке. Северо-западный район и особенно Юго-восточный район, наоборот, дают меньший % состоящих в браке, что указывает на некоторое ослабление старинных устоев жизни; ранние браки становятся более редкими. Особенно высок % холостых мужчин в губерниях Херсонской (33,0), Екатеринославской (34,5%) и Таврической (37,7%). Напротив, количество холостых ниже средней нормы (30,3%) в Седлецкой (21,9%), Радомской (22,4%), Келецкой (23,7%), Волынской (26,9%), Киевской (27,1%), Подольской (27,6%).

Движение еврейского Н.: брачность, рождаемость, смертность, прирост. Естественное движение Н. — это отдел статистики, изучающий перемены в численности Н., обусловленные перевесом количества рождений над числом смертных случаев. Для выяснения условий естественного прироста необходимо ознакомиться и с "брачностью", т. е. с отношением количества браков к наличному Н. Изучение данных о брачности, рождаемости, смертности, приросте дает не только материал для чисто статистических выводов, но и для характеристики культурного состояния Н.: так, например, низкий процент смертности, особенно детской, указывает на известный культурный уровень и т. п. По сравнению с другими вероисповедными группами России количество браков у евреев низкое, средний возраст брачащихся относительно высок — и тем не менее число внебрачных детей очень незначительно. Ни одна народность не дает такого низкого процента рождаемости, как евреи, и тем не менее прирост еврейского Н. немногим меньше, чем прирост Н. в других исповеданиях. Смертность же евреев значительно (почти в 2½ раза) ниже, чем в Н. других исповедных групп. По официальным данным, в 1904 г. было заключено в 50 губерниях Европейской России всего 802525 браков, т. е. 7,6 на 1000 Н. По отдельным исповеданиям брачность такова:

Таким образом, только у католиков Европейской России брачность ниже, чем у евреев (у католического населения Царства Польского, где преобладает элемент крестьянский, норма эта повышается до 7,5 и превосходит еврейскую брачность). Характерно, что у евреев не только общее количество браков меньше, но и возраст вступающих в брак — особенно среди женщин — гораздо выше, чем в остальном населении (сельском, по преимуществу). Позднее вступление в брак — в социальном отношении весьма важный факт. Это явление сравнительно новое. Средняя норма брачности у евреев в 1904 г., 6,3 на 1000 населения, обнаруживает тенденцию к понижению; так, эта норма в 1897 г. равнялась 7,3, а в 1903 г. — 7,2.

Распределение браков по возрастным группам (в %):

В общем населении 1/3 всех вступающих в брак мужчин и более 1/2 всех выходящих замуж моложе 21 года, — у евреев в этом возрасте вступает в брак лишь 5,9% мужчин и 25,2% женщин (из числа всех брачащихся евреев), у армяно-григориан и у католиков еще ниже процент мужчин, вступающих в брак в юношеском возрасте; но среди женщин в этом возрасте ниже всего процент выходящих замуж евреек. Вообще у евреев возраст обоих полов, вступающих в брак, меньше разнится, чем у других исповеданий. Вследствие низкого % юношеских браков, высок у евреев процент браков в зрелом возрасте; а в старческом (свыше 50 лет) возрасте евреи-мужчины вступают вдвое, а женщины почти втрое чаще, чем в общем населении. Помимо вышеуказанной общей тенденции вступать поздно в брак, здесь играет роль распространенность у евреев вторых браков. Вообще же по семейному состоянию вступавших в брак в 1904 г. браки по исповеданиям распределяются следующим образом (в %):

Во всех исповеданиях наибольшее число браков заключается между холостыми и девицами, но, в то время как в других исповеданиях второе место занимают браки вдовых с девицами, у евреев больше браков вдовцов со вдовами, чем вдовых с девицами. Таким образом и по семейному состоянию обоих лиц, вступающих в брак, замечается у евреев большее сходство, чем в других исповеданиях. Распределение браков у евреев по временам года иное, чем в общем населении: у евреев maximum брачности в августе; в общем населении — зимой. Вообще же количество браков по временам года у евреев более равномерно, чем в общем населении. — При низкой брачности у евреев и при более высоком возрасте вступающих в брак (особенно женщин) естественным путем сокращается рождаемость. Еврейская рождаемость весьма низкая; так, в 50 губерниях Европейской России в 1904 г. родилось 5124544 младенца обоего пола, распределяемые по религиозным группам:

Наибольшая рождаемость у православных, наименьшая — у протестантов и евреев. По полам родившиеся младенцы распределяются следующим образом: на 1000 мальчиков приходится 949 девочек. По отдельным исповеданиям отношение полов среди рождающихся младенцев таково: на 1000 мальчиков рождается девочек: у православных 953, у католиков 957, у магометан 949, у протестантов 810, у евреев 811. Перевес мужских рождений у евреев особенно значительный. И тем не менее, вследствие низкой смертности евреек, в наличном составе населения наблюдается значительное количественное преобладание женщин. Относительно меньше рождается мальчиков у евреев в южных губерниях черты оседлости. — Рождений внебрачных у евреев очень мало: для общего населения процент внебрачных рождений составляет 2,4%; у православных 2,3%; у католиков 3,4%, у протестантов 3,8%, у евреев лишь 0,3%. Этот низкий % (0,3%) еврейских внебрачных детей повышается несколько в южных губерниях черты оседлости и в центральных губерниях России, где патриархальность нравов уже более подверглась влиянию окружающей среды. Многоплодные рождения составляют у евреев несколько более высокий процент (2,7%), чем в общем населении (2,3% всех родившихся). Процент тройней у евреев низок. Среди двойней у евреев рождается больше девочек. — Умерших за 1904 г. в 50 губерниях Европейской России было зарегистрировано 3153146 душ обоего пола, т. е. 29,8 на 1000 душ населения. По отдельным исповеданиям смертность была такова:

Таким образом, при низкой рождаемости и смертность у евреев наименьшая. Смертность у евреев вдвое ниже смертности у православных и магометан, в полтора раза ниже смертности у католиков. Как и рождаемость, смертность евреев в России имеет тенденцию к понижению. Так на 1000 душ еврейского населения:

Более низкая рождаемость и более низкая смертность у евреев отмечается не только для России: и в Пруссии рождаемость (на 1000 душ населения) у евреев 22,50, у христиан 38,15; в Соединенных Штатах у евреев 20,81, христиан 30,80. Смертность в Пруссии (1893—1897) у евреев 14,73; у христиан 21,84; в Соединенных Штатах у евреев 16,71, у христиан 26,04. На цифру смертности вообще огромное влияние имеет детская смертность; так как у евреев сравнительно мало рождается детей и мало их умирает, то и общая смертность у них ниже. Но кроме того, играет роль культурность еврейского населения (городского по преимуществу) — и целый ряд факторов бытовых, религиозных и проч. В общем населении потому так и высока общая смертность, что детская смертность доходит до 43; у евреев же смертность детей до 1 года вдвое ниже (27 для мальчиков и 22 для девочек). Нижеследующая таблица распределения смертности по возрастам (в %) показывает очень низкую смертность в детском возрасте, но довольно высокую в зрелых возрастах, а в старческих даже очень высокую смертность. Различна смертность для обоих полов — особенно благоприятна для женщин.

На 100 умерших мужчин приходится умерших женщин: у православных 92,5; у римско-католиков 91,5; у протестантов 95,9; у магометан 100,1; у евреев 77,8. Мужское еврейское население вымирает гораздо сильнее, и смерть уносит не только излишек родившихся мужчин, а значительно большее количество их, вследствие чего в наличном составе еврейского населения значительный численный перевес женщин. Этот перевес отчасти, впрочем, объясняется и эмиграцией, захватывающей в своем потоке больше мужчин, чем женщин. Средняя женская смертность у евреев (77,8 на 1000) варьирует по отдельным губерниям — и там, где она ниже, там еще выше процент женщин в наличном составе еврейского населения; то же в пограничных губерниях, где более сильно эмиграционное движение. По месяцам и временам года смертность варьирует значительно; так, в общем населении maximum смертности летом, у евреев — зимой; minimum в общем населении осенью, у евреев — весной. Это объясняется в значительной степени различным распределением по месяцам рождаемости в еврейском и общем населении. Естественный прирост (перевес родившихся над умершими) населения в 50 губерниях Европейской России за 1904 г. таков:

По высоте прироста евреи занимают, таким образом, второе место; и при низкой их рождаемости прирост этот значительный. Для черты оседлости (в 15 губерниях Европейской России) данные таковы (за 1903 г.):

Таким образом, у католиков, несмотря на большее количество рождений — вследствие высокой смертности, — прирост ниже, чем у евреев. Точно к таким же выводам приводит знакомство с данными о движении населения — еврейского и общего — в 10 губерниях Царства Польского (за 1906 год). На 1000 душ еврейского населения рождаемость 30, а смертность 15,8 или в абсолютных цифрах: 48923 рождений и 25823 смертей. Естественный прирост, стало быть, в 23100. Сопоставление данных о наличном еврейском населении Царства Польского в 1906—1907 гг. показывает фактический прирост лишь в 20434 душ. Недостающее число 2764 (разность между естественным и фактическим приростом) показывает цифру еврейских эмигрантов из Царства Польского. Вследствие более сильного прироста общего населения, % еврейского населения к общему населению все понижается.

Ср.: Распределение населения Империи по главным вероисповеданиям, СПб., 1902; Статистика Российской Империи, L, изд. 1900; то же, LXXIV; Движение населения в Европейской России за 1904 г., изд. 1911 г.; Б. Бруцкус, Статистика еврейского населения; Сборник материалов об экономическом положении евреев в России, т. Ι, издание Еврейского Колонизационного Общества, 1904 г.; S. Margolin, Die neuesten Angaben über die Bevölkerungs-Bewegung in Russland Zeitschrift für Demographie und Statistik der Juden (1911, III); S. Rabinowitsch, Die Heiraten der Juden (ib., X, XI и XII, 1909 г.); Я. Ш—д., Движение еврейского населения черты оседлости, Восход, 1904, II и III; его же, К статистике еврейского населения, Восход, 1903, кн. I и другие; С. С. Вермель, Из патологии евреев (Рождаемость, смертность, заболеваемость), Москва, 1911 г.

Я. Шабад.

Раздел8.




   





Rambler's Top100