Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Нахум, таннаим и амораим

םוחנ — имя многих таннаим и амораим. 1) Н. Либелар, רלבלה םוחנ ׳ר, жил во время Гамлиила I. Он сообщил от имени р. Меаше одну традицию, ведущую свое происхождение со времени пророков (Пеа, II, 6). — 2) Н. из Мидии, ידמה םוחנ. По мнению р. Натана, он был в числе полицейских судей в Иерусалиме, однако это мнение не было принято (Кет., 105а). Он жил во время разрушения храма (Наз., V, 5). От его имени сохранилось не много галах (Вейс насчитывает шесть, упуская из вида галаху по поводу молитвы, приведенную в Аб. Заре, 7б, и решение его о назорействе в Наз., V, 5); некоторые из них были отвергнуты законоучителями, как не подлежащие обсуждению, אלו רבדה עקתשנ רמאנ. Такое пренебрежительное отношение к Н. со стороны его современников вызвало впоследствии возмущение аморы из Мидии, Ахи бен-Миниома, усмотревшего в этом следствие неприязненных отношений палестинских законоучителей к ученым других стран (Αб. Зара, 7б). — 3) Н. из Гимзо, וזמג שיא םוחנ — жил в начале второго века, учитель р. Акибы (Шеб., 26а). Он, как и его современник р. Нехуния бен-Га-Кана, впервые положил основание мидраш галахи, устанавливая прочные принципы толкования Библии для галахических выводов (см. Миддот), которые затем были полнее развиты их учениками, р. Исмаилом и р. Акибой. Его метод толкования Библии состоял в применении приема "ribui u-miut", טועימו יוביר (Шеб., ib.). H. был наиболее известен как чудотворец, םיסנב דמולמ. Агада рассказывает, что однажды евреи послали через Н. в подарок царю шкатулку с драгоценностями. По дороге Н. обокрали, вынули из шкатулки драгоценности и наполнили ее землею. Когда царь увидел землю вместо драгоценностей, он хотел убить Н., но тут явился Илия-пророк в образе одного из советников царя и объяснил ему, что эта земля обладает чудотворной силой: брошенная на врага во время сражения, она его уничтожает. Свойство земли было испытано на деле, и таким образом Н. был спасен, а похитители впоследствии понесли наказание (Санг., 108б). Другая агада рассказывает, что Н. был слеп на оба глаза, безрукий и безногий, тело его покрыто язвами; он жил в ветхом домике, а ножки его кровати находились в воде, чтобы насекомые не заели его. Когда дом от ветхости готов был разрушиться, ученики Н. хотели раньше вынести H., а затем убрать домашнюю утварь, но Н. велел им раньше забрать все, что было в доме, а затем вынести его самого, так как он был уверен, что, пока он будет находиться в доме, последний не развалится (Таан., 21а). Эту тяжелую участь Н. принял на себя по собственному желанию по следующему поводу: однажды он замедлил накормить одного голодного, который вследствие этого тут же умер (ib.). H. никогда не отчаивался и при всякой постигшей его неудаче говорил: "И это к добру", הבוטל וז םג. Талмуд приводит в связь с этой поговоркой его прозвище "Gamzu" (ib); некоторые же читают его прозвание Гимзо и указывают на его родину (Aruch, s. v. וזמג). Η. отличался высокой нравственностью и не оглашал таких галах, которые могли дать повод к отступлению от предписаний строгой этики (Бер., 22а). — 4) Н. Старший, ןקזה םוחנ, современник р. Иуды I (Бер., 48б). Ср. Sed. ha-Dor, II, s. v. — 5) H. бен-Симаи (см. Менахем). — 6) P. H., брат р. Ила — палестинский амора, ученик р. Иоханана (Иер. Беца, V, 63b). — 7) P. H., палестинский амора, современник р. Зеры, чаще всего упоминается в иерусалимском Талмуде, в вавилонском же лишь один раз (Хул., 98а). Об остальных р. H. см. Sed. ha-Dor, s. v.

Ср.: Frankel, Mebo, s. v.; Sed. ha-Dor, s. v.; Grätz, Gesch. (евр. пер., II, 165); Weiss, Dor, I, index s. v.; J. E., IX, 148.

А. К.

Раздел3.




   





Rambler's Top100