Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Негардеа

אעדרהנ — место нахождения вавилонской академии, где в продолжение многих поколений выработалась еврейская традиция в эпоху Талмуда и гаонов. По данным Талмуда (Кид., 70б; Шаб., 108а), город лежал у Царского канала (ποταμός Βασιλειος Ναάρδαρες у Страбона [XVI, I, 27] и Flumen regium Naarmalcha у Плиния [VI, 120]). Никаких других указаний относительно этого канала в Талмуде нет, разве только, что существовал еще другой Старый царский канал (אבס אכלמ רהנ; Баб. Мец., 108б). Географическое положение его мы можем точно установить лишь при помощи сведений, сохранившихся в литературах ассиро-вавилонской, арабской, греческой и римской. Ассиро-вавилонские источники. Страбон называет Царский канал Naarsares, это и есть его древнее вавилонское имя, встречающееся и в клинописи "nar schari" (река царя), Плиний же дает его позднейшее сирийское имя "Naarmalcha" (אכלמ רהנ). Что касается клинописной литературы, то название канала встречается в надписях Навуходоносора I (1140 до Р. Х.), col., II, 24; Меродах-Баладана II (721—710 до Р. Х.), col. IV, 22, 23, 31, 46; в надписях Набунаида (555—538 до Р. Х.), № 483, строка 7, упоминается "nar schari" и указывается, что верхнее течение его находится на расстоянии "сорока Gur" от верхнего течения Тигра. Упоминает этот канал Кир (538—529 до Р. Х.), № 26, строка 17 и № 181, строка 11; Камбиз (529—521 до Р. Х.), № 44, строка 5, и надписи Дария (521—484 до Р. Х.), № 198, строка 4, и № 411 строки 9—17. На основании этих клинописных данных мы можем установить, что речь идет о позднейшем Naarmalcha и что его верхнее течение находилось вблизи Тигра. Не зная вавилонского названия Царского канала, Делич впал в ошибку и отожествил его с рекой "nar agade" (Wo lag das Paradies, p. 193). Не зная вавилонского названия Naarmalcha, Winckler ошибочно утверждал, что это есть река nehar ahwa (הוהא רהנ), упоминаемая в книге Эзры (Forschungen, 2-я серия, т. I, р. 518). Арабские источники. Говоря о каналах и реках, впадающих в Евфрат и вытекающих из него, арабский географ Якут (III, 861) упоминает "Царский канал" (Nahru al-Maliki) и идентифицирует его с Çаrçаr'ом (רצרצ). Нет никакого сомнения, что этот Царцар есть не что иное, как упоминаемая в клинописи река Çal-çal-lat (Chronik P. Synchronistische Geschichte; Nabunaidchronik), текущая ниже Селевкии (Seleukia) и течение которой в Талмуде называется Цицура (ארוציצ; Кид., 70б; ср. Sarsovsky, Rivista israelitica, 1911). К провинциям, лежащим вдоль Царского канала, Якут причисляет Manunia (IV, 672), Tel-bene Çabach (I, 865), Tel-du haim (I, 867), Gausaq (II, 152), Hiçnabad (II, 274), Humailie (II, 442), Dabaha (II, 545), Addaskar (II, 575) и Fizrania (III, 891). Abulfeda помещает H. на небольшом расстоянии от El-Ambar'а (иначе Anbar), лежавшего там, где канал Nahr-Isa берет свое начало от Евфрата. У El-Ambar'а начинается Nahr-Isa выше поля Эль-Фелуджия (Еl-Feludja). Между Эль-Амбаром и Багдадом расстояние одного дня езды. По имени местной крепости Сасанидов сирийцы стали называть Эль-Амбар Pheruz-Sapor, а евреи Peruz-Schabbur. По словам Абульфеды, на берегу Naarmalcha лежит "Nahr-el-Malek". Греко-римские источники. По Геродоту (I, 193), царица Никотрис, жена или бабушка Nabunaid'а, изменила русло "Βασιλική διώρυξ", т. е. "Царского канала" (около 620 г. до Р. Х.), вместе с тем она расширила его и очистила его песчаное дно. В повествовании Зосимы (Zosimus) о походе Юлиана в 363 г. по P. Х. сказано: "Отправившись из Царагардии, пришли к каналу, который пересекает всю Вавилонию, у него же лежало небольшое поселение Мацепракта, другая же часть канала именуется Naarmalcha; у начала ее возвышается высокая башня". Эта вторая часть канала и есть та, которая теперь лежит южнее нынешнего Feludja, первая же часть его — северная, вероятно та, которая называется по имени возобновившего ее мусульманина — Isa (ben Ali). Упомянутая здесь башня — приевфратское укрепление царя Навуходоносора — "Ziqqûrat sippar в клинописи. Птолемей (V, 20, стр. 145) называя известную в его время Naarsares или Sarjied, имеет в виду ту, которую Abulfeda называет рекой у города Куфа. Abydenus, ученик Бероза, сообщает, что Навуходоносор возвел постройку у впадения Тигра, чтобы запрудить его; он построил город Тередон для защиты от набегов арабов и открыл Нагармалху, канал реки Евфрат, соединявший этот поток с Тигром. По словам Плиния (VI, 30), Царский канал соединялся с Тигром ниже Селевкии, а Селевк сократил это расстояние, для чего провел промежуточный канал. Аммиан сообщает, что Септимий Север вынужден был расчистить Царский канал во время своего похода в Ктесифон, что было уже раньше сделано во времена Траяна и неоднократно впоследствии. Его часто засоряло песком, почему трудно было пользоваться им (Ammian, XVI, 6). Нет никаких данных для решения вопроса, почему город назван Н. (Νεαρδά у Флавия, Древн., XVIII, 9). По-видимому, это арамейское слово, происходящее от nаhr (река) и ō (дерево), так как город был окружен рощами пальм при богатстве воды. Сопоставляя все вышеупомянутые данные, приходим к заключению, что Царский канал начинался у Евфрата вблизи укрепления Навуходоносора, т. е. недалеко от древнего города Sippar (нынешний Djebel-es-Suk), и шел от Абу-Габба по направлению к повороту Евфрата у Селевкии. У Abu-Habba (Sippar) канал разветвляется на 2 части: одна направляется на юг (впоследствии Djebel Ibrahim) — это тот, который после назывался Nahr-Isa (или новый Царский канал); у него и лежала Мацепракта, אתכרבמ Талмуда. Другая направляется на юго-восток к Ктесифону и Упи — это Старый канал Наармалха (אבס אכלמ רהנ). У начала последнего лежал город Н. Следует отметить, что Плиний называет Царский канал иначе — Narraga (VI, 30; Mannert, V, 2, p. 386), но в этом случае он ошибается. Под именем Narraga можно понимать лишь "nar-raqqa", что собственно значит "болотистая река". O "болотистой" реке царя (raq-qa tum šа šari) идет речь в надписи Nabunaid'а, № 193, строка 4, о таковой же сообщается у Nabunaid'а, № 178, строка 16; № 203, строка 17. В Таргуме Ионат. ко Втор., 2, 26 упоминается Н. — город в Палестине вблизи пустыни Кедемот (תומדק רבדמ), но здесь дело в простом смешении однозвучных имен.

Ср.: A. Sarsowsky, Ha-Kedem, 1907, 1; Rivista israelitica, 1911; Fr. Delitzsch, Wo lag das Paradies, p. 193; H. Winckler, Forschungen, 2-я серия, т. 1, p. 518; Billerbeck, в Mittelungen der Vorderasiatischen Gesellschaft, 1898, № 2; Ritter, Erdkunde, X, p. 8, 19, 49, 129, 145, 154, 202; XI, 771, 858—871; ZDMG., XVIII, p. 403; M. Streck, Die alte Landschaft Babyloniens nach den arabischen Geographen, Лейден, 1900; Nöldeke, Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sassaniden, Лейден, 1879.

А. З.

Раздел4.

История. Согласно преданию, сообщенному Шерирой Гаоном (изд. Нейбауэра, I, 26), еще во время первого изгнания царь Иегоякин, совместно с другими изгнанниками, выстроил синагогу в Н. из земли и камней, которые они принесли с собой из Иерусалима (ср. подобное утверждение по отношению к одному еврейскому городу в Исфагани, Monatsschrift, 1873, 129, 181); это была синагога, называвшаяся "Schaf we-Jatib", упоминаемая в Талмуде (Р. га-Ш., 24б; Аб. Зара, 43б), и по уверению Аббаии, Н. единственное место появления "шехины" в Вавилонии (Мег., 29а). Аарониды в Н. будто являются потомками рабов Пашхура бен-Имер, современника царя Иегоякина (Кид., 70б). Тот факт, что Гиркан, первосвященник, одно время жил в Н. в качестве пленника у парфян (мнение Греца на основании сообщения Флавия, Древн., XII, I, § 2; ср. дополнения Гаркави к книге דומלתה ןמזב םידוהיה ײח Юделевича, прим. 4), объяснит нам то обстоятельство, что в третьем веке некоторые жители Н. считали себя потомками Хасмонеев. Значение этого города, считавшегося "вавилонским Иерусалимом" (Грец) в последние десятилетия существования второго храма, видно из следующего сообщения Флавия: "Город Н. крайне оживленный, обладает отличной и обильной землей; ко всем прочим преимуществам присоединяется еще и то, что там был избыток населения" (ib., XVIII, 9, § 1). Далее говорит он: "Н. и Низибис были укрепленными центрами в Вавилонии, где хранились деньги, которые должны были отсылаться в Иерусалим и отсюда уже отправлялись по назначению" (ib.). — H. была родиной братьев Анилаи и Асинаи, которые в первой трети первого века образовали разбойничью шайку и наводили страх на вавилонских евреев (Древн., XVIII, 9, § 1). После разрушения храма Н. впервые упоминается в связи с поездкой туда р. Акибы (Иеб., 121а). От послеадриановского периода мы имеем рассказ Талмуда о деле р. Ахи бен-Иошия с негардейцами (Гит., 14б); по-видимому, этот последний умер и был похоронен в Н. (Шаб., 152б; ср. Bacher, Ag. Tan., II, 385). Но на историческую арену Н. выступила лишь в конце таннаитского периода. Она стала резиденцией эксилархов, которые раньше жили в Незибисе, и главным центром талмудической науки в Вавилонии. Выдающаяся школа Шило проложила дорогу деятельности вавилонских академий. В это время переселились сюда отец Самуила с сыном и Карна (ср. дополнения Гаркави, l. с., прим. 5). Самуил стоял во главе знаменитой академии в Н. в то время, как Абба Арика имел академию в городе Суре, расположенной в 20 парасангах от Н. В это время процветала талмудическая наука в Н., но спустя некоторое время после смерти Самуила (254) она была разрушена Папой бен-Нецер (Odenathus) в 259 г., и негардейская академия была перенесена в Пумбедиту. Н. также играла известную роль при р. Нахмане бен-Яков. Как Самуил, так и р. Нахман ввели специальные постановления для Н. в ритуальных и гражданских делах. Талмуд цитирует некоторые негардейские обычаи, которые, вероятно, были введены под влиянием упомянутых ученых (ср. Бер., 39б; Гит., 89а; Кет., 100б; Хул., 17б, 50б и др.). Во время р. Нахмана в Вавилонии начались смуты, Н. часто подвергалась нападениям. В двух местах р. Нахман под словом לבב подразумевает Н. (Б. Кама, 83а; Б. Батра, 145а). Р. Шешет также временно жил в Н. (Нед., 78а). Отличительная черта негардейской академии — та, что в ней с большой тщательностью заучивались барайты. Среди учеников р. Нахмана и р. Шешета мы встречаем специальных знатоков древних барайт; р. Шешет часто обращался к ним за справками (Шаб., 19б; Нид., 21а; Эруб., 11б; Шеб., 45б). Н., во всяком случае, служила местопребыванием многих законоучителей, из коих некоторые принадлежали к наиболее знаменитой в то время академии в городе Махозе, а другие — к пумбедитской академии. Около середины четвертого века в Н. жил знаменитый р. Хама, который всегда подразумевался под анонимным выражением "аморы из Н." (Санг., 17б). Особым авторитетом пользовались негардейские судьи, и их решения часто становились законом; они приводятся анонимно אעדרהנד ינײד. К концу четвертого и началу пятого века Н. стала центром вавилонского иудаизма, благодаря деятельности Амемара, хотя преимуществом пользовалась академия в Суре, главой которой был р. Аши. Этот последний перенес резиденцию эксилархата из Н., которой издревле принадлежала эта привилегия, в Суру (Послание Шериры, l. с., I, 32). Амемар предполагал ввести чтение Декалога в ежедневную молитву, но р. Аши удержал его от этого нововведения. Шерира Гаон упоминает р. Аху бен-Ханин из негардейской провинции как одного из саборейских авторитетов шестого века (ср. Halevy, Dorot ha-Rischonim, I, 25). Среди ранних гаонов в Пумбедите встречаем Мар бен-Ханина из Н. Это последние данные об истории евреев в Н. Вениамин Тудельский, впрочем, упоминает о развалинах синагоги "Schaf we-Jatib", на расстоянии двух дней пути от Суры и 1½ — от Пумбедиты (Itinerary, ed. Grünhut, 64). В H. было в обычае читать каждую субботу после полудня отрывки из Агиографов (Шаб., 116б). Жители Н. в общем отмечены как мало сведущие в науке (Иер. Пес., 32а; ср. Пес., 62б; Bacher, Ag. Pal. Amor., I, 60). H. известна в истории Масоры благодаря одной традиции относительно числа стихов в Библии; эта традиция сообщает, что Гамнуна узнал это число в Н. от Наккая (ср. Нейбауэр, Med. Jew. Chr., I, 174; Штрак, Dikduke Teamim, 56). Из двух версий Масоры к Таргум Онкелос одна носит название сурской, а другая — негардейской (Berliner, Die Massora zum Targum Onkelos, Лейпциг, 1877, 61—70; Harkavy, в Jahrbücher Brüll, II, 1876, 175; id., дополнения к кн. Юделевича, прим. 2).

Ср.: Neubauer, GT., 230, 350; Hirschensohn, תומכח עבש, 164; M. Юделевич, דומלתה ןמזב םידוהיה ײח, Вильна, 1905, и дополнения Гаркави. [J. Е., IX, 208—209, с доп. и изм.].

Раздел3.




   





Rambler's Top100