Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Недарим

םירדנ (буквально "обеты") — название трактата отдела Нашим в Мишне, Тосефте и обоих Талмудах, заключающего одиннадцать глав и посвященного исключительно правилам об обетах. Содержание его резюмируется в следующем. I и II главы говорят о выражениях, в которых должен быть произнесен обет для признания его обязательности. Выражения, которые не прямо означают обет в тесном смысле, но вместе с тем признаны достаточными для действительности обета, называемого в Мишне "кинуиин", ןײוניכ. Здесь принимаются во внимание выражения, бывшие в обиходе у других народов, а также и те риторические выражения, которыми пользовались ученые םימכח ןושל (Нед., 10а). В III главе подробно разбираются четыре рода необязательных обетов: а) обеты побудительные (ןיזוריז ירדנ), б) обеты преувеличенные (יאבה ירדנ), в) обеты по ошибке (ןיגגוש ירדנ), г) обеты по принуждению (ןיסנוא ירדנ; см. Обеты). Начиная с § 6 этой главы, речь идет о толковании обета, данного с некоторыми ограничениями. § 11 содержит агадические изречения законоучителей о значении обряда обрезания, ввиду некоторой связи его с предыдущим положением об обете. IV глава посвящена вопросу о том, если один дает обет ничем не пользоваться (האנה רדומ) от другого, то какие виды пользования подходят или не подходят под этот обет. §§ 7—8 останавливаются на способах обхода последнего вида обетов в исключительных случаях, например если давший обет находится в бедственном положении, а другой желает оказать ему помощь. Глава V говорит об отношениях совладельцев между собою, если один из них дал обет не получать никакой пользы от другого; в § 6 приводится один случай обхода обета посредством фикции, который вызвал порицание законоучителей. Главы VI, VII, VIII трактуют о толковании обетов, данных с некоторыми ограничениями; § 7 восьмой главы говорит о толковании обета в смысле предположения, что он был дан лишь благодаря известному обстоятельству и, следовательно, он не обязателен. Глава IX касается поводов к уничтожению обета, в предположении, что давший обет действовал, не вполне сознавая всех последствий обета. В главах X и XI говорится о правах отца и мужа уничтожать обет, данный дочерью или женой. — Название этого трактата упоминается в вавилонском Талмуде (Сота, 2а). О месте этого трактата в отделе — см. Нашим. Комментарии к нему имеются: псевдо-Раши, р. Нисима из Героны (ן״ר) и Ашери (ש״אר). Кроме того, имеются Тосафот, которые, однако, в существенных чертах отличаются от Тосафот ко всем остальным трактатам Талмуда. — Ср. Strack, Einl. in d. Talmud, 1910.

Раздел3.




   





Rambler's Top100