Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Николай V

— римский папа с 1447 до 1455 г. Отличаясь мягким характером и придерживаясь либеральных взглядов, он был веротерпим по отношению к евреям, за исключением первых лет пребывания на папском престоле, когда он поддавался влиянию монаха Иоанна Капистрано, который предсказал ему, что он достигнет папской власти. Постановления папы Николая за этот период, из которых одни проникнуты веротерпимостью, а другие очень суровы, свидетельствуют о борьбе между личной склонностью папы и влиянием Капистрано. Так, например, три месяца спустя после своего избрания Н. опубликовал буллу от 23 июня 1447 г., заключавшую в себе крайне строгие и стеснительные для евреев меры; римская чернь, косвенно, таким образом, поощряемая к тому, чтобы наброситься на евреев, напала на последних, как только она узнала про папскую буллу; евреи были осаждены в своих домах, осыпаемых градом камней. Из Рима беспорядки распространились по другим городам папских владений и скоро даже по другим итальянским государствам. Однако в ноябре того же года, по просьбе испанских евреев, папа подтвердил запрещение притеснять евреев, препятствовать им в соблюдении их праздников и обрядов. Месяц спустя папа подтвердил буллу своих предшественников, которая запрещала проповедникам возбуждать народ против евреев. Однако не будучи лично в состоянии противостоять влиянию Капистрано, Н. весной 1448 г. издал указ, заключавший еще более строгие меры против итальянских евреев. В июле 1448 г. Н. снова подтвердил привилегии в пользу евреев, живших во владениях маркиза д'Эстэ. В 1450 г. папа разрешил Капистрано вызвать римских евреев на религиозный диспут (на который, впрочем, Капистрано не явился) и, последовав советам Капистрано, он восстановил для Италии указ, изданный Евгением IV в 1442 г. для кастильского и арагонского королевств, не дозволявший общения между евреями и христианами. Возможно, что благодаря тому же влиянию в 1451 г. легат папы при бамбергском синоде издал приказ — чтобы евреи бамбергской епархии носили отличительный знак и не давали денег под проценты. В 1451 г. Капистрано покинул Италию, и тогда отношение Н. к евреям сделалось благожелательным. В июле 1451 г. папа позволил евреям жить в Парме и заниматься там ссудой денег и разрешил евреям-врачам, Даттило и его сыну, заниматься практикой в Корнето, Монтальто и Чивитавеккиа. В этом же 1451 г., по просьбе императора Фридриха III и его дворян, папа объявил, что они не заслуживают никакой церковной кары, позволив евреям проживать в их владениях и заниматься ссудой денег под проценты, причем советовал им относиться благожелательно к евреям. В этом же году, по просьбе императора Фридриха III, H. отменил приказ, изданный бамбергским синодом по отношению к городу Нюрнбергу, а некоторое время спустя, в 1453 г., он его совершенно отменил. В 1453 году подтвердил право евреев проживать в Страсбургской епархии.

Ср.: Kayser, Nicolaus V und die Juden в Arch. für kathоl. Kirchenrecht, LIII, стр. 210 и сл.; Stern, Urkundliche Beiträge etc., I, стр. 46 и сл.; Vogelstein u. Rieger, Gesch. der Juden in Rom, II, стр. 13 и сл.

У. Кассуто.

Раздел5.




   





Rambler's Top100