Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Ним

(франц. Nîmes, лат. Nemausus, евр. ישמנ) — главный город французского департамента Гар (Gаrd). Название свое город получил, по всей вероятности, от слова nemus (лес), отсюда нередко встречающееся обозначение Н. в еврейских документах как םירעי תירק (город лесов). םירעי תירק в еврейских документах называется местом пребывания или родиной известного ученого Авраама бен-Давида; по словам Kapмоли, под םירעי תירק следует разуметь Каркассон. Еврейская община возникла здесь уже в VII веке, вероятно, тогда, когда граф нимский Гильдерик благосклонно отнесся к евреям, бежавшим в 672 г. из Испании. В документе 1009 г. говорится, что недалеко от церкви Notre Dame находилась синагога; имеются также относящиеся к XI веку данные, что евреи при похоронах должны были вносить настоятелю церкви Notre Dame фунт перцу или два су. В XII веке община Н. была одна из самых значительных во всем Лангедоке. В 1284 г. епископ Бертран II созвал в Н. синод, принявший против евреев ряд репрессий; между прочим евреи были вынуждены носить на груди особый знак, им запрещалось показываться в общественных местах в первый день христианской Пасхи, иметь христианскую прислугу, работать по воскресеньям и праздничным дням, продавать мясо в пост; христиане же были лишены права иметь торговые сношения с евреями, жить с ними в одном здании, обращаться за медицинской помощью и т. д. Однако эти постановления синода далеко не всегда проводились строго в жизнь, и тот же Бертран II в 1295 г. взял под свою защиту евреев, когда они были брошены в тюрьму по настоянию инквизиторов. В этом аресте Бертран усмотрел нарушение своих прав над евреями, и он принес жалобу на инквизиторов французскому королю. Разумеется, защита евреев Бертраном II вызывалась мотивами чисто материальными: арестованные евреи были богатые люди, и их имущество было бы конфисковано в пользу инквизиции. В 1306 году евреи Н. были изгнаны, подобно другим евреям Франции; в Н. явились королевские комиссары для конфискации денежных обязательств изгнанных и для продажи их движимых и недвижимых имуществ. В 1359 г. евреям разрешено было вернуться в Н., и им отвели особый участок. Вскоре потребовалось расширить гетто; христиане — мелкие торговцы противились этому и забрасывали камнями евреев, поселявшихся в новых местах. Для защиты последних им была отведена одна из центральных улиц города (rue Cagansol), где властям легче было держать в повиновении недовольное население. К этому времени с евреев начинают взимать усиленные поборы: этим и объясняется особенная забота властей о евреях. Однако в 1363 г., когда оба еврейских прокурора Лангедока, Моиз из Н. и Бендуи из Нарбонны, обратились к маршалу Оденшаму с жалобой на чрезмерные налоги, был издан указ о необходимости соблюдать в этом отношении справедливость. Евреи, однако, избегали приобретать недвижимое имущество, обложение которого было крайне велико; из поземельно-кадастровых книг 1366 г. видно, что в Н. лишь три еврея имели собственные дома, и когда Карл VI в 1394 г. изгнал евреев из Η., то в его руки попало лишь очень незначительное имущество. Большинство евреев Н. поселились в Венессенском графстве; некоторые бежали также в Прованс. В 1680 г. многим евреям, происходившим от потомков нимских евреев, разрешено было вновь поселиться в Н.; однако разрешение это было вскоре взято обратно, и евреи поплатились при этом своим имуществом. Муниципальная библиотека Н. содержит ряд в высокой степени интересных еврейских рукописей, на основании которых Жозеф Симон написал свою монографию "Histoire des Juifs de Nîmes au moyen âge", печатавшуюся в REJ. Помимо того, Симон нашел на старом кладбище надгробные камни с еврейскими надписями, опубликованными им в "Inscriptions tumulaires hebraïques du moyen âge à Nîmes". Некоторые другие надписи у Менара в его "Histoire de la ville de Nismes" (VII, 475—476). Как повсюду, и в H. было гетто, границы которого точно не установлены. Старая синагога, о которой упоминается в XI и XII веках, не сохранилась; в 1789 г. у евреев была в Н. синагога, но не на том месте, где она находилась в средние века. Во время великой революции евреи пожертвовали синагогальные серебряные предметы "на дело свободы". В 1794 г. семь еврейских семейств на собственный счет построили синагогу на улице Русси, а также микву; там же была устроена особая печь для маццы (в 1844 г. здание это было приобретено муниципалитетом). В 1784 г. евреи обратились к интенданту с петицией о допущении их в цех шляпочников в качестве учеников и мастеров, подобного же рода петиции были поданы евреями и в другие цехи, но отовсюду получался отказ. Революция провозгласила эмансипацию евреев. Во время террора нимский кантор Мордехай Мирарг (Mirargues) был принужден преклониться пред Разумом, чтобы доказать, что он предан новым принципам; другие два еврея, Давид Кремье и Жозе Каркассон, отказавшиеся служить Разуму, пострадали, причем второй 8 июля 1794 г. был казнен. В 1806 г. в Н. было 371 еврей; 5 из них были членами великого Синедриона. Н. до 1906 г. входил в марсельскую консисторию, а со времени отделения церкви от государства составляет религиозную ассоциацию, вступившую в общий союз религиозных ассоциаций Франции. Раввином ныне (1911) состоит С. Кан, историк французских евреев.

Духовная жизнь. Авраам бен-Давид (Rabad), один из самых знаменитых средневековых раввинов, жил долгое время в Н. Моисей бен-Иуда из Безье в письме к Аврааму бен-Давиду (Temim Deim, № 7) говорит, что Прованс имеет три великие школы: в Монпелье, Люнеле и H.; из них Н. является местом заседаний "Синедриона"; отсюда свет знания распространяется по всему Израилю. В новейшее время Н. дал также ряд деятелей, из которых наибольшей известностью пользовался Адольф Исаак Кремье. — В средние века в Н. существовали еврейские общины: Aiguеs-Mortes (יטרומ יווקא), Aimarques (שיגנדאמ רא), Alais (ץילא), евреи имели здесь виноградники, дома и поля; Anduze (השודנא), где жил каббалист Яков бен-Самуил; Sommières (יריימוש) и некоторые другие общины, упоминаемые в еврейских источниках.

Ср.: Dom Vaissète, Histoire générale du Languedoc, I, 350 и сл.; Dom Bouquet, Recueil des historiens de France, II, 708; Joseph Simon, Histoire des Juifs de Nîmes au moyen âge; S. Kahn, Notice sur les Israélites de Nîmes (672—1808), в REJ., II, 34 и 46; III, 225; Χ, 288; XX, 147; François Rouvière, Histoire de la révolution française dans le département du Gard, IV, 104 и сл.; Renan-Neubauer, Les rabbins français, 517 и 665; idem, Les écrivains Juifs Français, 779 и 780; Zunz, ZG., 473; Gross, GJ., 97, 395—398 [По Jew. Enc., IX, 307—309].

Раздел6.




   





Rambler's Top100