Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Новолунное славословие

(הנבלה תכרב) — ежемесячно при виде молодой луны еврей обязан, как и при виде других выдающихся явлений физического мира, произносить славословие. Превращение славословия Н. в торжественный обряд объясняется тем, что луна в агадическом представлении символизирует судьбу еврейского народа (ср. Хул., 60б), претерпевшего на своем многовековом историческом пути различные фазисы страданий, но тем не менее никогда не сходившего со сцены. К тому же еврейский календарь основан на видимом движении луны. Обряд этот подробно регулируется во всех религиозных кодексах. Текст славословия имеется уже в Талмуде (Соферим, XX, 1—2; Санг., 42а); оно произносится вечером, при свете луны (при безоблачном небе), на открытом месте (дворе, балконе, улице или стоя у открытого окна), предпочтительно группой в десять взрослых мужчин. Дабы придать обряду большую торжественность, постановлено было совершать его на исходе субботы или праздника. Позднейшие авторитеты (Иссерлес и др.), разделяя эту точку зрения, все же настаивают на обязательном произнесении славословия до 10-го числа каждого месяца из опасения, как бы облачная погода не помешала исполнить обряд до 16-го числа, т. к. с этого дня диск луны начинает убывать. С другой стороны, не следует произносить славословия до 3-го числа, так как до этого времени луна почти невидима для невооруженного глаза. Не принято произносить его накануне субботы и праздников, в месяце Тишри до исхода Судного дня, а в Абе до исхода поста 9-го Аба (ввиду печального настроения). — Уже в Талмуде упоминается об обычае плясать и прыгать после произнесения славословия. В позднейшее время ритуал Н. значительно разросся ввиду включения в него разных формул и стихов, и весь обряд принял несколько мистическую окраску. Одной из позднейших вставок является и фраза: "Давид, царь Израильский, жив и существует". Фраза эта служила паролем для Иуды га-Наси I и р. Хии, которого Иуда га-Наси послал в одну местность возвестить новолуние (Рош га-Шана, 25а), причем условился с ним, в случае благополучного исполнения поручения и избежания преследований со стороны римских властей, уведомить его, р. Иуду, указанным паролем. Под именем Давида здесь, кроме того, можно понимать весь Израиль в совокупности, который в грядущем обновится, подобно луне. Бер в "Abodat Israel" объясняет введение фразы о Давиде тем, что традиция приписывает последнему определение времени, в течение которого луна совершает полный оборот, и установление, таким образом, что так называемый синодический месяц равняется 29 дням, 12 часам и 44⅓ секунды (Cuzari, II, 64; IV, 29). Обряд завершается чтением некоторых стихов из Песни Песней, Псалм., 67, 148 и 121, и выражением пожелания, чтобы Господь "пополнил диск луны, дабы свет ее был таков же, как и свет солнца" (ср. Исаия, 30, 26), как свет в первые семь дней творения, какою луна была до уменьшения своего (Быт., I, 16). Некоторые талмудические цитаты из Санг., 42а, относящиеся к славословию, также были с течением времени включены в текст молитвы; так, например, указание Аббаии, что славословие следует "произносить стоя", и др.

Ср.: Шулхан-Арух, Орах Хаиим, § 426; Маймонид, Иад, Гилхот Берахот, X, 16 и 17; Lewysohn, Mekore Minhagim, § 40; Reifmann, Pescher Dabar, 1845. [По Jew. Enc., IX, 244].

Раздел9.




   





Rambler's Top100