Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Новосильцев, Николай Николаевич

— известный русский государственный деятель (1761—1836). Пользуясь близостью к государю, поддерживаемый цесаревичем Константином Павловичем, Н. в качестве императорского комиссара при управлении Царством Польским фактически захватил постепенно власть в крае, проявив в своей деятельности крайне враждебное отношение к полякам. Вскоре по образовании Царства Польского Н. добился того, что разрешение еврейского вопроса в Царстве Польском было поручено ему, а не подлежащим учреждениям. Письмом от 6 февраля 1816 г. Н. уведомил наместника Царства Польского, что государь, обратив внимание на представления депутатов еврейского народа (см.), поручил ему, Н., собрать материалы по вопросу о положении евреев в Царстве Польском, после чего сам государь укажет, какими средствами надо будет не только улучшить положение евреев, но и сделать их более полезными для края; впредь, до издания нового законодательства, не должны предприниматься никакие меры, направленные против евреев, без испрошения Высочайшего разрешения. Таким путем Н. хотел лишить варшавское правительство прежнего влияния на правовое положение евреев в крае. Проект реформы еврейского быта, выработанный Н., требовал, чтобы были отменены законы, запрещавшие евреям заниматься выделкой питей и продажей их, приобретать недвижимую собственность и проч.; проект наметил также внутреннюю автономную организацию евреев, во главе которой должны были стоять духовные и светские представители еврейского населения; на еврейское общество возлагалась забота о приобщении евреев к общей культуре; тем, кто подчинится новым установлениям, были обещаны все гражданские права; те же, которые будут представлены министерством народного просвещения как лица, усовершенствовавшиеся в науках или искусствах и вообще отличающиеся соответствующим поведением, нравственностью и т. д., могут пользоваться и политическими правами. Проект Н. подвергся резкой критике со стороны видных польских государственных деятелей (Сташиц, Чарторыйский, Козьмян и др.). Даже наиболее прогрессивные из них не были склонны дать евреям равноправие; но помимо того, либеральный проект Н. был встречен ими крайне враждебно также и потому, что автором его явился русский государственный деятель, покусившийся на свободу польских государственных учреждений. Были приняты решительные меры, чтобы проекту Н. не было дано дальнейшего движения, и это удалось. Профессор Шимон Ашкенази указывает, будто при разрешении вопросов еврейской жизни Н. действовал не искренно. Позже, воспользовавшись трагическим делом еврея Плонского, семидесятилетнего еврея, отправившегося в Палестину по религиозным побуждениям и заподозренного в каких-то политических замыслах, Н. обвинил евреев перед императором Александром I в фантастических намерениях.

Ср.: Ш. Ашкенази, Первый польский "сионист", сборник "Пережитое", т. II; М. Вишницер, Проекты реформы еврейского быта в Царстве Польском, сборник "Пережитое", т. I; Рукописные материалы.

Раздел8.




   





Rambler's Top100