Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Нотарикон

(ןוקירטונ, νοταρικόν; лат. "notaricum", от "notarius") — записывание чего-либо сокращенным образом, или путем простого сокращения слова, или же начертания одних начальных букв его. Способом этим пользовались и римляне при судопроизводстве, но талмудисты утверждают, что евреи знали его еще во времена Моисея, который пользовался им в Пятикнижии. Правила пользования Н. даны р. Элиезером бен-Иосе га-Галили в числе 32-х правил герменевтики (см. Миддот). Р. Самсон из Шинона (Chinon) утверждает, что Н. встречается только в агаде и никогда в галахе. Толкования при помощи Н. мы встречаем часто в письменности, предшествовавшей Талмуду, в обоих Талмудах, в Мидрашим и в комментариях, но сам термин этот встречается лишь один раз в иерусалимском Талмуде (Орла, I, 61с), но довольно часто в других источниках. В иерусалимском Талмуде он, по-видимому, входит в категорию "Гематриа" (ср. Frankel, в Monatsschrift, XIX, 144). В агадических толкованиях чаще всего встречается способ толкования одного слова, как состоящего из начальных букв нескольких отдельных слов. Так, например, слово זחפ (Быт., 49, 4) понимается как начальные буквы слов фразы תינו תאטּח תעספ (Шаб., 55б). Первое слово десяти заповедей, יכנא, толкуется как תיבהי תיבתכ ישפנ אנא. Другое толкование הביהי הביתכ המיענ הרימא, т. е. приятное сказание, записанное и переданное (ib., 105a). По словам агады, на посохе Моисея были вырезаны следующие слова: בחאב, שדע ךצד, являющиеся аббревиатурой названий десяти казней египетских (Тан., Ва-Эра, 8). По-видимому, способ этот был широко распространен, почему р. Иошуа бен-Батира (Шаб., 104б) считал, что даже одна буква, начертанная в субботу по системе Н. (например, с точкой над буквой), равносильна писанию (ср. Raschi, а. l.). В других случаях под Н. следует понимать только сокращения слова; например, слово שלחיו толкуется в смысле רבשיו לחיו (Мех., Бешал., Амалек). Есть также указание, что Н. является некоторого рода стенографией. Опускались целые фразы, если они сами собой предполагались. Так, в заповеди: "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои" (Исх., 20, 12) якобы опущена фраза, которая сама собой разумеется: "Если же ты этого не станешь делать, то дни твои не продлятся" (Мех. Иитро, Баход., 8). Некоторые талмудисты не сомневаются в предании, что Досетаи и Зехария, посланные к самаритянам обучить их Торе, имели ее записанной по системе Н., почему, может быть, и получились вариации в Пятикнижии (Pirke r. El., XXXVIII). С такой же записи, сделанной на камнях, поставленных Иошуей, язычники списали Св. Писание (Сота, 35б; ср. Втор., 27, 3—4; ср. JQR, VII, 361, 564; IX, 520). Н. является также одним из элементов каббалы, но в ней термин Н. встречается редко, входя в группу "гематрия". Каббала очень часто пользуется Н. как в целях толкования, так и для образования имен Господа. Наиболее известными аббревиатурами в каббале являются слова ןח, т. е. הרתסנ המכח и סדרפ (דוס שורד זמר טשפ). Примером каббалистического толкования может служить толкование слова תישארב, которым начинается Пятикнижие. Каббалисты понимают его как аббревиатуру фразы םוהת םי םימש ץרא עיקר ארב (Он сотворил твердь, землю, небеса, море и бездну). Таким же образом слово "аминь" (ןמא) служит аббревиатурой фразы ןמאנ ךלמ לא. Наиболее известной комбинацией в этом роде является молитва Нехунии бен-га-Капа, которая начинается словами חכב אנא и начальные буквы слов которой являются 42 буквами мистического имени Господа.

Ср.: Bacher, Terminologie der äeltesten jüdischen Schriftauslegung, s. v.; Frankel, Mebo, p. 147b; J. J. Goldberger, в На-Jehudi, III, 21, 36, 55; H. Katzenellenbogen, Netibot Olam, Вильна, 1822; idem, в На-Karmel, IV, 262, 271, 277; Krauss, Lehnwörter, s. v.; N. Taraschzansky, в На-Karmel, IV, 255. [J. E., IX, 339—340].

Раздел3.




   





Rambler's Top100