Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Нотариусы

(по русскому законодательству о евреях) — до введения действующего ныне (1911 г.) Положения 1866 года о нотариальной части Н. и маклеры являлись посредниками по торговым делам при заключении торгов, договоров и условий, а также чиновниками для совершения векселей и заемных писем. Избирались Н. городским купеческим обществом и думой, причем в выборах участвовали евреи и христиане; утверждались избранные губернатором. В 1850 г. вследствие жалобы евреев города Хотина на недопущение их к должностям Н., маклеров и городских маклеров, Сенат по 1 департаменту разъяснил что, ввиду отсутствия каких-либо ограничений в законе, евреи могут быть избираемы на эти должности наравне с христианами. Вскоре Сенату пришлось установить и сам порядок выборов евреев на эти должности по следующему случаю. В том же 1850 г. в местечке Златополе при выборе Н. большинство избирательных баллов получил еврей, но киевский губернатор пожелал отдать преимущество христианину и предписал сделать новые выборы исключительно из кандидатов-христиан. На новые выборы явилось недостаточное число избирателей, а евреи совсем отказались участвовать в новых выборах и обратились к министру внутренних дел с просьбой утвердить их кандидата. Тогда генерал-губернатор предложил допускать в тех местах, где население состоит из христиан и евреев, избирать на должность Н. кандидатов из христиан и евреев в равном числе. Это мнение одобрено было и Сенатом (В. П. С. З., № 25559). В 1852 г. это правило дополнено было Государственным советом следующими правилами: Н. и маклеры из евреев могут совершать предоставленные их должности акты лишь между евреями; и не вправе участвовать в совершении сделок между христианами или даже между последними и евреями; евреи могут совершать акты и у Н.-христиан; в городах и местечках со смешанным христианско-еврейским населением, где признается нужным иметь лишь одного Н., он должен быть избираем непременно из христиан (В. П. С. З., № 26845). Одесским Н. из евреев, избранным до издания закона 8 декабря 1852 г., разрешено было в 1855 г., в виде изъятия, совершать акты по-прежнему между христианами и между последними и евреями (В. П. С. З., № 29348). Законом 16 мая 1863 г. правила законов 1850 и 1852 гг. были отменены: избрание Н. в городах и местечках черты оседлости производится христианами и евреями нераздельно, но один из Н. должен быть непременно христианин; если, однако, в городе полагается только один Н., а христианина, способного к этой должности, не оказывается, то, с разрешения губернского начальства, она может быть замещена евреем. Правило это явилось изъятием из общего закона, по которому выборы евреев в общественные городские должности в черте оседлости проводятся исключительно еврейским обществом отдельно от христиан (522 ст. Уст. о Службе по выборам т. III Св. Зак. 1857 г., ныне ст. 800 т. IX Св. Зак. о Сост.). При издании в 1866 г. Положения об устройстве нотариальной части никаких ограничений относительно евреев установлено не было. Статья 6-я этого Положения разрешает определять в должности Н. и таких лиц, которые, по общему уставу о службе гражданской, не имеют права вступать в службу, если они удовлетворяют прочим условиям, требуемым от Н. (В. П. С. З., № 43186). Н. назначаются старшим председателем судебной палаты по представлению председателя окружного суда и считаются на государственной службе в восьмом классе по должности, но права на чины и пенсию не имеют. В первое время после введения судебных уставов евреи нередко назначались на должности Н., но с 80-х годов министерство юстиции своими циркулярами закрыло евреям доступ не только на должности Н., но даже и в конторы Н. в качестве помощников, писцов и т. д.

Г. В.

Раздел8.




   





Rambler's Top100