Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Палеография

(от греч. πάλαιος — "древний, старинный", и γράφο — "писать") — в обширном смысле слова есть одна из дисциплин истории культуры, имеющая целью проследить историю развития письма, начертанного преимущественно на таком материале, на котором буквы не вырезываются, а надписываются (на папирусе, пергаменте и бумаге; письмена же на надписях, монетах и печатях составляют предмет изучения особых дисциплин: эпиграфии, нумизматики и сфрагистики, и П. их составляет особую отрасль), и с большей или меньшей степенью вероятности определить характерные разновидности и черты, присущие письму данного народа в различные эпохи и местности. В тесном же смысле слова П. есть служебная (по отношению к историческим наукам) дисциплина, точнее говоря — система методов и комбинаций, дающих возможность не только правильно, безошибочно читать и дешифрировать старые письмена на различных памятниках, разрешать вопросы о подлинности, датировке, происхождении данного памятника, но и устанавливать вкравшиеся в текст его ошибки, вследствие смешения переписчиками схожих букв или ошибочного чтения ими старых письмен; П. принимает во внимание не только характерные особенности письма, материал, послуживший для написания его, материал, которым он написан, но и разные мелкие черты (как-то: пунктуация, правописание, аббревиатуры, орнаменты, заставные буквы, цифры), руководствуясь также данными истории языка: грамматическими формами, особенностями языка, оборотами речи и т. д.

Семитская палеография. — В отличие от греческой и латинской П., семитская П., вследствие слабой дифференциации семитских наук, вообще не ограничивается изучением и разбором письмен, так назыв. scriptura litteraria, а занимается также старыми письменами на актах (scriptura diplomatica), надписях, монетах и печатях. Зачатки семитской П. встречаются уже в первой половине XVII в. Иосиф Юстус Скалигер (1540—1609) в своем "Thesaurus temporum, complectem Eusebi Pamphili Chronicon etc." (Женева, 1609), сравнивая греческий и еврейский алфавиты, высказал взгляд, получивший затем широкое распространение, что так называемый самаритянский алфавит дал начало другим алфавитам. Этого взгляда придерживается и основатель греческой П. Бернард де Монфокон в "Palaeographia graeca sive de ortu et progressu literarum" (Париж, 1708). Этот же принцип положен в основу таблицы алфавитов восточных языков Эд. Бернарда: "Orbis eruditi literatura a charactere Samaritico deducta" (1689; 2-e изд., 1759). Из последующих сочинений, касавшихся вопроса о происхождении семитского алфавита, должны быть упомянуты следующие: "Skizze der morgenländischen Graphie oder Schriftgeschichte" Валя (Лейпциг, 1784), "Die Erfindung der Buchstabenschrift, ihr Zustand u. früherer Gebrauch im Altertums " Hug'a (1801). Выгодно отличаются оригинальностью и научным методом труды Ульриха Коппа (1762—1834): "Bilder u. Schriften der Vorzeit" (2 тт., Маннгейм, 1819—51), второй том которого содержит также исследование о развитии семитских письмен под заглавием "Entwickelung d. semitischen Sprachen". В третьем и четвертом томах своего другого труда: "Palaeographia critica" (1817—19), носящих особое заглавие: "De dificultate interpretandi еа, quae aut vitiose vel subobscure aut alienis a sermone literis sunt scripta", Копп исследует письмена, начертанные на печатях и амулетах гностиков. К этому времени относятся ценные труды по семитской П. Гезениуса: "Geschichte d. hebräischen Sprache u. Schrift" (1815; ныне весьма устарел), "Paläographische Studien über phönizische u. punische Schrift" (1835), обширная статья "Palaögraphie" в энциклопедии Эрша и Грубера (секция III, т. 9). И. Заальшютц в "Zur Geschichte d. Buchstabenschrift" (Кенигсберг, 1838) высказывается в пользу мнения о египетском происхождении семитского алфавита. Этой точки зрения придерживается также Юстус Ольсгаузен в "Ueber den Ursprung des Alphabetes" (Kieler Philologische Studien, 1841) и египтологи Э. де Руже, Ленорман и Бругш ("Ueber Bildung und Entwickelung der Schrift", в Virchow-Holzendorf, Sammlung gemeinwissenschaftlicher Vorträge, 1868, cep. III, № 64) и др. Из работ еврейских ученых должны быть упомянуты: M. A. Леви, "Siegel u. Gemmen mit aramäischen, phönizischen, althebräischen Inschriften" (Бреславль, 1869) и "Die Entwickelung d. Schrift" X. Г. Штейнталя (Берлин, 1852). — Семитская П., как самостоятельная наука, возникает лишь после открытия в последней четверти XIX в. целого ряда памятников семитской эпиграфии. Из многочисленных изданий и трудов новой школы должны быть упомянуты: "Corpus inscriptionum semiticarum" (ч. Ι — финикийские надписи, 2 т.; ч. II — арамейская надпись; ч. IV — химьяритские и сабейские надписи); "Handbuch d. nordsemitischen Epigraphik" известного эпиграфиста (еврейского происхождения) Марка Лидзбарского (Веймар, 1898); "A text-book of North-Semitic inscriptions G. A. Cooke" (Оксфорд, 1903); "Altjüdische Denkmäler aus der Krim" A. Гаркави (СПб., 1876); его же, "Neuaufgefundene hebr. Bibelhandschriften" (СПб., 1884); "Corpus inscriptionum Hebraicarum" Д. Хвольсона (СПб., 1882); целый ряд работ Иосифа Галеви как изданных отдельно, так и в его органе "Revue sémitique d'épigraphie et d'histoire ancienne" (выходит с 1893 г.); "Graphische Requisiten und Erzeugnisse bei d. Juden" Леопольда Лева (Лейпциг, 1870); "The Alphabet" (ч. I, Semitic alphabets) Isaac'a Taylor'a (Лондон, 1883); "Histoire de l'écriture dans l'antiquité" Филиппа Берже (2-е изд., 1892); "The early history of the Hebrew alphabet Driver'a" (в Notes on the Hebrew text of the books of Samuel, Оксфорд, 1890); "The introduction of the square characters in Biblical mss." A. Нейбауэра (в Studia Biblica et Ecclesiastica, III, Оксфорд, 1891). Из работ ассирийской школы (высказывающейся за ассирийское происхождение семитского алфавита) упомянем: "Der Ursprung der Keilschriftzeichen" Фридриха Делича (1896) и его же "Ueber den Ursprung der babylonischen Keilschriftzeichen" (в Berichte der Königl. Sächsis. Geselschaft der Wissenschaft, 1896); "Zur Frage nach dem Ursprung des Alphabets" H. Zimmern'a (ZDMG., 1896) и "Rechersches sur l'origine de l'écriture cuneiforme" (Париж, 1898—99).

Еврейская Π. в тесном смысле слова находится в плачевном состоянии. В этой области можно назвать, и то лишь отчасти, сочинение М. Штейншнейдера "Vorlesungen über die Kunde hebräischer Handschriften, deren Sammlungen und Verzeichnisse" (Лейпциг, 1897). В известном каталоге еврейских рукописей Бодлеянской библиотеки A. Neubauer'a и A. Cowley, "Catalogue of the Hebrew manuscripts of the Bodleian Library", I—II, помещены факсимиле из многих еврейских рукописей. Образцы еврейских рукописей имеются также в "Die Handschriften-Verzeichnisse d. Bibliothek zu Berlin" M. Штейншнейдера (II, 1878), в изд. W. Wright'a, "The Palaeographical Society. Facsimiles of ancient manuscripts. Oriental series" (Ι, 13, 14—15; II, 30; III, 40—41; 54—56; V, 68; VII, 79), в "A series of 15 facsimiles from mss. pages of Hebrew Bible" X. Д. Гюнсбурга (1897). Образцы караимских рукописей помещены в сочинении R. Hoerning, "British Museum. Karaite manuscriptes. Description and collation of six Karaite ms. of portions of the Hebrew Bible" (Лондон, 1889). Факсимиле мюнхенского кодекса Талмуда имеется у Штейншнейдера, "Die hebräische Handschriften d. Kön. Hof- u. Staatsbibliothek in München" (1875; 2-е изд., 1895, № 95). Ныне (1912) Германом Л. Штраком предпринято литографическое издание мюнхенского кодекса целиком. Ему же принадлежит литографическое издание кодекса из СПб. Публичной библиотеки 916 г. (1876). Факсимиле венской и эрфуртской рукописей Тосефты издано М. Цукерманом в дополнение к изданной им эрфуртской Тосефте (Трир, 1882). Образцы караимских рукописных сочинений Анана представлены у Гаркави "Stud. u. Mitth.", VIII (СПб., 1903). В JQR. и JE. помещен целый ряд образцов древних еврейских рукописей и папирусов. — Ср. J. Е., IX, 471—478; PRE, XVII; см. Алфавит и Рукописи.

Раздел4.




   





Rambler's Top100