Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Памфлет

— этот род сатирико-полемической литературы, занимающий видное место в политической жизни Западной Европы, не достиг в еврейской литературе значительного развития. Немногочисленные П. сохранившиеся в средневековой еврейской литературе, затрагивают преимущественно религиозные темы. Таковы известное послание противника маймонидовской философии Иегуды Алфахара к Давиду Кимхи, начинающееся словами: "Да прикрикнет Господь на тебя, сатана!" (ןטשה ךבּ ׳ד רעגי), ответ Профиата Дурана Давиду Бонгорону "Al Tehi ke'Abotecho", антикатолический "Toledot Jeschu" и др. Иные П. того же характера, как, например,"Pilpul Zeman Zemanim Zemanehem" Ионы Рапы (1680), носят форму пародий (см.). Число П. значительно возросло с конца XVIII в., когда разгорелась борьба, с одной стороны, между хасидами и миснагдами, а с другой — между поборниками просвещения и приверженцами старины. Сторонник "меасефистов" Саул Берлин (см.) опубликовал (1789) П. "Mizpeh Jekutiel" против видного представителя раввинского благочестия Рафаиля га-Когена, и в том же году ревнитель старины выпустил анонимный П. против "еретиков" (apikorsim). Каждое новое течение в еврейской жизни и литературе вызывало ряд П., к которым идейные противники прибегали как к орудию борьбы. Борьба за религиозную реформу в Германии породила целую литературу П. (см. S. Bernfeld, Toledot ha-Reformation etc., 202). Против деятельности Лилиенталя известный писатель М. А. Гинцбург выпустил П. "Magid Emet" (1843); выступление известного цадика р. Бера Фридмана породило несколько П. "Scheber Poschim" (1869) и др. Объектом для П. стал также и Лилиенблюм, как поборник реформы. "Igeret Zaar Baale-Chajim" A. Готлобера (1868) направлен против радикальных течений, которые стали проявляться в еврейской литературе в конце 60-х годов XIX в., а "Schebet la-Gew Kesilim" К. Шапиро (1885) — против молодых литераторов, проповедовавших национальную идею. Сенсацию произвел П. Фришмана "Tohu wa-Bohu" (1883), направленный против тогдашних литературных нравов. Сионистское движение тоже вызвало ряд П.: "Chalom Herzl" (1899) С. Теплицкого, "Der Zionistischer Glok" (1901) Ρ. Грозовского и многие др. В разное время выходили также и такие П., в которых личный элемент значительно преобладает над общественным. Наиболее известные из них: "Oti we-Et Beni" И. Β. Левинзона и появившиеся в 1887 г. два П. против редактора "Гамелица" А. Цедербаума: "Tefach Megulah" и "Otot u-Moftim".

Раздел7.




   





Rambler's Top100