Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Патология евреев

— Изучение П., т. е. рода и характера заболеваемости и смертности еврейского населения, имеет огромное антропологическое значение, бросая свет на биологические и социальные условия, определяющие особенности евреев как отдельного народа. Историческое прошлое выработало в евреях известные особенности, как чисто органические, так и бытовые, играющие известную роль в течении болезненных процессов и в их прогнозе. Путем наследственности эти особенности были фиксированы и играют теперь роль факторов, обусловливающих большую или меньшую восприимчивость к той или другой болезни и большую или меньшую сопротивляемость организма разрушительному влиянию болезней. С другой стороны, на санитарное состояние еврейской массы влияет, конечно, и такой фактор огромной важности, как социально-экономические условия их жизни. Изучение еврейской П. могло бы осветить значение этих факторов вообще, а для еврейской жизни в частности, и дать, вместе с тем, возможность заглянуть в будущее еврейской массы. На основании наблюдений многие врачи уже давно пришли к тому выводу, что от одних болезней евреи страдают больше, от других, наоборот, меньше, чем окружающее их население. К сожалению, точных вполне удовлетворительных цифровых данных слишком мало собрано, чтобы на основании их можно было составить полную еврейскую П. Особенно интересно в этом смысле отношение евреев к инфекционным заболеваниям. Уже в 1348 г., когда в Европе господствовала "Черная Смерть", хроникер Давид Ганс сообщает, что число жертв среди христианского населения доходило до 1 на 10 человек, а у евреев оно было до того ничтожным, что историк того времени Teschude мог буквально выразиться: "Эта болезнь не поражает ни в какой стране евреев". Впрочем, евреи, пощаженные самой болезнью, поплатились зато многочисленными жертвами погромов во Франции, Швейцарии и Германии, где их обвинили в распространении болезни путем отравления колодцев. О слабой восприимчивости евреев к холере вообще и слабой смертности от нее в частности — говорят цифры, собранные для разных стран и эпидемий, как, например, профессором Scalzi в 1706 г. во время холеры в Риме, когда на каждые 100 холерных умирало: у католиков 69,13, у др. вероисповеданий 42,85, у евреев 22,00; смертность распределялась в виде 1% для всего населения и 0,45% для евреев. Слабое развитие холеры констатировал также доктор Mopother среди евреев Withe Chapel'я в Лондоне. По наблюдениям доктора Tormay в Будапеште, здесь от холеры во время эпидемии 1851 г. умерло 1,85% всего населения, евреев 0,257%. Во время эпидемии 1866 г. в госпитале того же города, на каждые 100 холерных больных умерло 51,76, число жертв ее в еврейском госпитале было лишь 31,00. Для России мы также располагаем некоторыми данными; они говорят безусловно за то, что евреи заболевают холерой реже и дают меньший % смертности, чем остальное население. Так, во время эпидемии холеры в Витебске в 1909 г. % заболеваемости у евреев был 5‰, у неевреев 15‰, смертность среди евреев 37,5%, у христиан 46,4%. Те же благоприятные для евреев цифры дала эпидемия 1908—1909 гг. в Петербурге, где на 17000 заболеваний они дали лишь 62. По Fracastor'y (Boudin, Traité de Géographie médicale, т. II), евреев мало затронула тифозная эпидемия 1505 г., то же утверждает и Rau относительно эпидемии 1544 г. Ряд наблюдений других врачей доказывает, что евреи меньше страдают и другими заразными болезнями: Rammanzini относительно перемежающейся лихорадки в Риме в 1691 г., Digne о дизентерии в Nimègue в 1736 г. Интересно письмо знаменитого голландского врача V. Swinden'a (к графу Балли, 1798), выражающего удивление незначительному числу заболеваний натуральной оспой среди евреев, несмотря на их "бедность, нечистоплотность и скученность". Но наиболее интересными данными мы располагаем относительно заболеваемости евреев самой тяжелой для человечества инфекционной болезнью — туберкулезом. На последнем международном антитуберкулезном конгрессе в Вашингтоне доктор Фишберг представил следующие данные относительно смертности от туберкулеза. На 10000 человек в год умирает от него:

Везде и всюду резко выступает разница в пользу евреев. То же утверждают о евреях Туниса Tostivini и Bemlinger в "Note sur la rarité de la Tuberculose chez les Israélites tunisiens" (Revue d'hyg. et de police sanit. nov., 1901): от 1 января 1895 г. по 31 декабря 1899 г. смертных случаев от туберкулеза у мусульман было 7,73% всех смертных случаев, у европейцев (французы, испанцы, греки) 3,96%, у евреев 1,23%. По Brady (Revue Scientifique, Paris, 1881), у евреев от бугорчатых заболеваний умирает 5%, у католиков 7%. Если сравнить отчеты "Burial Society of the United Synagogue" в Лондоне за 1897—1901 гг. с данными "Registre general" приблизительно за те же годы, мы можем составить следующую таблицу смертных случаев от чахотки:

Статистические данные для Вены (Die Juden in Oesterreich — Veröffentlichungen des Bureaus für Statistik der Juden — Frankfurt u. Berlin, 1908) определяют следующим образом смертность населения этого города от туберкулеза за 1901—1903 гг. На 10000 человек умерло:

Что касается евреев России, то мы можем воспользоваться цифрами, установленными Н. К. Щепотевым для заболевающих чахоткой в русской армии по отчетам Главного военного медицинского управления о санитарном состоянии армии за 1890—97 гг., о заболеваниях "затяжным воспалением легких, чахоткой и острой бугорчаткой легких". Таких лиц было средним числом ежегодно 4 на 1000, а умерших 1,07 на 1000. Но, говорит Щепотьев, если за случаи легочной чахотки принимать еще и те случаи, которые отнесены в воспалению легочных мешков — болезни, являющейся большей частью от бугорчатки, то ежегодная средняя заболеваемость и смертность от легочной чахотки будет составлять 12,2 и 1,39 на 1000. Всех больных в этой части было 527 человек, из них 506 христиан и магометан и 21 еврей, т. е. заболевших евреев было 4%; между тем число евреев вообще в этой части было 5,03%. Таким образом, Щепотьев устанавливает, что туберкулез является всего чаще у христиан, всего реже у евреев, "несмотря на то что евреи живут в худших гигиенических условиях и вообще не отличаются хорошим физическим развитием". Того же мнения был и профессор С. П. Боткин (см. C. Вермель, Из патологии евреев, 21). Некоторые отступления отмечены в таблице:

Болезненность призывных евреев и неевреев в разных местностях России в 1875 г. (по Снигиреву).

Всевозможнейшие теории были выставлены для объяснения этой сравнительно слабой восприимчивости евреев к инфекционным заболеваниям. Ломброзо, констатировавший для Вероны 50% всех смертей от острых грудных заболеваний, у евреев же лишь 8%, видел причину в особенностях занятий.

Чисто бытовые условия, особенно умеренность в пище, более высокий культурный уровень массы, трезвость, конечно, объясняют сравнительно более редкие заболевания холерой и органов пищеварения (М. Г. Яковенко, Материалы к антропологии еврейского населения Рогачевского уезда Могилевской губернии. Диссертация, СПб., 1898). Лучший уход за больными имеет, конечно, свое влияние, уменьшая смертность от известных болезней, как, например, от родильной горячки, которая, по Ломброзо, в городе Вероне дает лишь 1% смертности для евреев и 4% для неевреев. Согласно данным киевской еврейской больницы за период 1871—1876 гг., смертность рожениц среди евреек (1,8%) вдвое меньше, нежели у христианок. Следует также учесть и большее доверие еврейской массы к научной медицине, благодаря чему, например, рахит в Вероне, по вычислению Ломброзо, обусловливает 1% смертельного исхода у евреев против 6% у неевреев. Известно, что евреи охотно лечатся, и характерными являются цифры больных, лечившихся от туберкулеза в Henry Philips Institute в Филадельфии, где в течение 1905—1907 гг. число лечившихся евреев составляло 17,48% всех лечившихся, в 1906 г. более 16%, в 1907 г. — 18,98% (евреи составляют 7% всего населения). Общепризнанным является тот факт, что евреи в общем физически слабее других наций, что выражается в более высоким % худосочных и слабосильных среди призывных и в большем числе золотушных заболеваний лимфатических желез среди еврейских детей (ср. Яковенко), как и в меньшей устойчивости в борьбе с некоторыми болезнями. Так, статистические данные говорят, что в Пруссии за 1890—94 гг. на 100000 смертей на долю инфлюэнцы приходится в общем населении 1445, а в еврейском 1786. По Stookvis'y, в 1856—61 гг. умерло на 100 еврейских детей 13,7, а нееврейских 5,88 от дифтерита и крупа. В Будапештском округе в 1863 г. от тех же болезней умерло у евреев 4,2%, у неевреев 2,6%. Эти цифры говорят за сравнительно более слабое физическое развитие. И тем не менее в резком противоречии с этим стоит вышеупомянутое отношение евреев к туберкулезу, сравнительно большая устойчивость в борьбе с чахоткой и более редкое явление острых, бурно протекающих форм ее. Не желая признавать за евреями известного чисто расового иммунитета по отношению к туберкулезу, разные авторы давали самые различные толкования. Так, вышеупомянутый факт редкого появления чахотки среди евреев Туниса объясняли особенностью быта, особым способом уборки жилых помещений (nettoyage humide). Некоторые хотели видеть в этом влияние кошерного мяса. Очевидно, что роль мяса в данном случае ничтожна, хотя бы потому, что те классы еврейского населения, которые строже придерживаются кошера (Галиция), вместе с тем дают и более высокий % смертности от туберкулеза, чем другие, не придерживающиеся ритуала, более обеспеченные (Берлин). Не влияет на эту устойчивость и чистота расы (A. Rebmayr, "Die Ehe Tuberculoser und ihre Folgen", Лейпциг, 1894): смертность в Берлине, несмотря на многочисленные смешанные браки, ниже, чем у галицийских евреев. Другие полагают, что этот факт объясняется сравнительно редким алкоголизмом среди евреев (M. Hutchinson, "Varieties of tuberculosis according to race and Social Condition", New York Med. Journ., 5 и 12 октября 1907). По мнению Hutchinson'a, дело не в количестве алкоголя, которое выпивает еврей, а в том, что он не предается эксцессам in vino. Фишберг приписывает большое значение тому обстоятельству, что евреи уже давно поселились в городах, и в течение столетий жизни в антисанитарных условиях города выработали известную приспособляемость путем естественного подбора и наследственности. Исключительного действия социально-экономических условий, выдвигаемого некоторыми авторами, также нельзя признать, принимая во внимание худшие условия жизни евреев. Конечно, в пределах заболеваемости туберкулезом, которая свойственна и евреям, роль экономических условий неоспорима, в чем легко убедиться, сопоставляя цифры смертности (на 10000) для Галиции — 30,64, Вены — 13,1 и 9,81 для Берлина. Смертность от туберкулеза среди евреев, как и среди других, выше в городах, чем в деревнях; она выше у сельских обывателей, недавно прибывших в город (Cheinisse, Semaine Médicale, № 17, 1910). — Ничтожен % евреев, заболевающих сифилисом, что еще резче бросается в глаза в России, этой классической стране сифилиса. Так, в минской еврейской больнице отмечено:

т. е. на 31066 больных в городе, где нет специальных больниц для сифилитиков, их было всего 433 человека, амбулаторных и стационарных, иначе 1% с небольшим. Если причину этого явления и не искать в расовых особенностях евреев, то приходится приписать ее некоторым особенностям быта, а в известной мере, быть может, и обрезанию, способствующему большей чистоплотности. Приписывать причину исключительно крепким устоям еврейской семьи, большему целомудрию и более высокой культуре едва ли мы вправе, принимая во внимание, что та же минская больница дала на те же 31066 больных 1352 больных перелоем. — Так же ничтожно число евреев, заболевающих болезнями, обусловленными интоксикациями, в частности алкоголизмом. В алкогольной лечебнице попечительства о трезвости в Москве доктор Л. С. Минор за много лет не нашел ни одного еврея. В Вильне в лечебнице для алкоголиков, по данным доктора Виршубского, на 600 больных было только 2 еврея. За 1898—1900 гг. в больницах для душевнобольных в Пруссии перебывало больных с белой горячкой 2767 протестантов (7,51% всех больных), 736 католиков (5,15%), 124 диссидента (12,29%) и всего-навсего 19 евреев (1,06%). Отсутствием алкоголизма, а не чем-нибудь особым расовым объясняется меньшее число заболеваний печени, почек и сердца. Цифровые данные, собранные Виллингсом для Нью-Йорка, рисуют нам следующую картину. В Нью-Йорке за 6 лет (1885—1890) на 100000 жителей от воспаления почек умерло:

И тем не менее, даже при самых неблагоприятных условиях, цифры больных среди евреев и неевреев слишком различны. Но картина сразу меняется, и не в пользу евреев, когда мы переходим к области заболеваний, имеющих известное отношение к нервной системе (см. Нервные и психические заболевания). Ненормальная деятельность последней, регулирующей процессы питания, выражается в болезнях обмена веществ, к которым относятся сахарная болезнь и артрит. Многие специалисты давно уже заметили, что диабет поражает евреев чаще, чем других. В Пруссии в 1890 г. от диабета умерло 405 мужчин и 251 женщина, из них 29 евреев и 22 еврейки, т. е. в 6½ раз больше, чем неевреев, соразмерно количественному отношению евреев и остального населения. То же отношение получил доктор Валлах для Франкфурта-на-Майне за 1872—1890 гг. В 1899 г. в Нью-Йорке умерло от сахарной болезни 54 еврея из 202 человек, умерших от диабета, т. е. в три раза больше, чем неевреев. Интересно при этом отметить, что евреи страдают преимущественно более легкой, тянущейся годами формой этой болезни, так называемым жирным диабетом. В этиологии его играет главную роль поджелудочная железа, и, как это было доказано в последнее время, надпочечная и щитовидная, т. е. деятельность желез, регулятором которой является нервная система. Более расшатанная, чем у других, она обуславливает большее число евреев, страдающих ожирением и подагрой. Таким образом, получается одна из трех картин ненормального обмена веществ: недостаточное сгорание белков (подагра), или недостаточное сгорание углеводов (диабет), или неполное сгорание жиров (ожирение). Неправильности же в функционировании некоторых желез отражаются, с другой стороны, на кровеносной системе. Последняя отличается у евреев особенной чувствительностью и неустойчивостью (см. Вермель, 1. с.). Страдания сосудистой системы также сильно распространены среди евреев. Некоторые склонны утверждать, что гемофилия встречается у евреев чаще, чем у других (Вермель, ib., 30). Однако всего вероятнее, что евреи потому раньше других обратили внимание на эту болезнь, что она имеет отношение к обряду обрезания (Л. Каценельсон, "Сведения о гемофилии в Талмуде", С.-Петербург, 1884 г.). Более, чем у других, распространен геморрой, в этиологии которого играют роль предрасположение, наследственность и неправильный образ жизни. По Пантюхову (цит. по Я. Эйгеру), в 1873 и 1874 гг. в киевской еврейской больнице приходилось 75 больных геморроем и 32 больных fistula ani на 1000. В военный госпиталь с этими болезнями приходили 1 на 1000. См. также табл. призывных. Почти исключительно у евреев Польши и Литвы встречается "перемежающаяся хромота" (clatidicatio intermittens), зависящая, по-видимому, от слабости сосудистых стенок. Эта слабость и неустойчивость сосудистой системы встречается очень часто среди евреев. Она связана с чрезвычайной чувствительностью системы, резко реагирующей на всякое раздражение тела. Благодаря большей ломкости сосудов мы встречаем более частые кровотечения по самым незначительным поводам. Быстро меняющийся темп пульса — характерное явление у этих больных, как и довольно частый дермографизм и потливость, местная или общая. Страдают более других евреи и другой группой конституционных заболеваний: золотушным худосочием, опухолями и кожными болезнями. К этим выводам привели наблюдения Бадера в Минском уезде. Распространенность кожных болезней среди евреев подтверждает и Яковенко; по данным последнего, число лиц, имевших и имеющих favus, для Рогачевского уезда и всей Могилевской губернии достигает 5%. По наблюдениям Пантюхова, волчанка встречается чаще у евреев, чем у христиан. В киевской еврейской больнице на 1000 больных их приходилось 20—40.

Глазные болезни также чаще встречаются у евреев, чем у прочего населения.

Суммируя вышеизложенное (см. Близорукость; Диабет), мы приходим к убеждению, что евреи страдают главным образом болезнями, обусловленными их социально-экономическим положением. Бытовые же особенности всего уклада жизни еврейской массы оказывают ей огромную услугу в борьбе с этими неблагоприятными условиями и улучшают ее санитарное состояние.

Ср.: С. С. Вермель, Из П. евреев, Москва, 1911 г.; Я. Б. Эйгер, Физическое развитие и санитарное состояние еврейского населения в России, оттиск из Евр. Мед. Гол., 1911 г.; L. Cheinisse, La tuberculose chez les juifs, в La Semaine médicale, № 17, 1910 г.; Tuberculosis among Jews, в The British medical Journal, 1908 г., т. I, 1000; Н. К. Щепотьев, Чахотка в нашей армии, Врач, 1900 г., 231; De certaines immunités physiologiques de la race juive, в Revue scientifique, Париж, 1881 г., 530; M. Г. Яковенко, Материалы к антропологии еврейского населения Рогачевского уезда Могилевской губернии. Диссертация, СПб., 1898 г.

С. Ч.

Раздел1.



   





Rambler's Top100