Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Пиза, город

(по-итальянски Pisa, по-еврейски אסיפ, הסיפ) — итальянский город с одной из древнейших еврейских общин Тосканы. Евреи жили в П. уже в первую половину XII в. Вениамин из Туделы около 1165 г. нашел здесь двадцать еврейских семейств. Почти все евреи жили на одной улице ("chiasso dei giudei"), а в XIV в. им было запрещено селиться в другом месте. В ордонансе от 23 апреля 1322 г. предписывалось евреям П. ношение внешнего отличительного знака. Некоторые евреи, однако, были признаны cives pisani (1317). С начала XIV в. встречаются в П. евреи, занимающиеся ссудой денег. В 1354 г. в П. были приглашены для организации таких же денежных операций другие евреи, которым и были предоставлены преимущества. — С переходом П. под господство Флоренции, в 1406 г., еврей Иехиель бен-Маттития, принявший фамильное имя да Пиза, получил от флорентийской республики разрешение на открытие ссудной кассы в П. Учрежденный им банк продолжал существовать и после его смерти (см. Пиза, да). Вместе с семьей Пиза в городе жило еще несколько евреев, из которых одни служили в банке, другие занимались торговлей или ремеслом. Но последние все были, по-видимому, очень бедны; так это было, по крайней мере, в начале XVI в. В конце XV в., когда Медичи были изгнаны из Флоренции, и республика приняла демократический и религиозный характер, были учреждены ломбарды, и евреи-банкиры были вынуждены эмигрировать, хотя они и пожертвовали крупные суммы в пользу ломбарда, открытого там в 1496 г. В П. остались лишь те евреи, которые не занимались кредитными операциями. Но вскоре банкиры или, вернее, их сыновья могли снова вернуться в П. после возвращения Медичи в 1512 г. В 1517 г. семья да Пиза вновь открыла банк. Десять лет спустя Медичи снова были изгнаны, а вслед за ними были изгнаны и евреи-банкиры. После того как Медичи возвратились и были возведены в герцогское достоинство, герцог Козимо I разрешил евреям заниматься денежными операциями в различных городах его владений, и в П. с 1546 г. снова появились евреи-банкиры. Среди них выделялась семья де Риети. Но в 1570 г. герцог Козимо навсегда запретил евреям заниматься кредитными операциями в его владениях; кроме того, всем евреям флорентийского государства, в том числе и евреям П., было запрещено жить вне столицы — Флоренции, где в 1571 г. он назначил для их поселения особый квартал, гетто. Впрочем, уже вскоре нескольким евреям было дано право поселиться в П., например семье Леуччи, занимавшегося изготовлением парфюмерных товаров. Несколько позднее, в конце XVI столетия, великий герцог пригласил евреев из Леванта в П. для развития и оживления коммерческих сношений с Турцией. Евреи явились в большом числе; им были предоставлены различные льготы и преимущества. Еврейская община в П. в значительной своей части была восстановлена евреями, явившимися из Турции, куда они эмигрировали после изгнания их из Испании и Португалии. В 1595 г. возникла синагога, которая существует и поныне (1911). В 1648 г. дом, в котором находилась синагога, был приобретен евреями в собственность. Левантинские евреи в П. вели с Левантом торговлю пряностями, тканями и проч. По своим торговым делам они также ездили в разные города Италии, особенно в ярмарочные дни; они выхлопотали в 1593 г. соответствующую папскую привилегию. Некоторые евреи занимались промыслами, как, например, производством хлопчатобумажных изделий, на которые имели монополию. В 1617 г. в П. насчитывалось около 500 евреев. В XVIII в. в П. существовала еврейская типография, печатавшая главным образом молитвенники и Библию. Во время карнавала студенты пизанского университета имели обыкновение выбирать самого тучного еврея, взвешивать его и требовать от общины равного по весу количества варенья. Этот дикий обычай был запрещен великим герцогом Пиетро Леопольдо (1765—1790), но впоследствии встречаемся с ним еще в начале XIX в. Под властью герцогов лотарингского дома евреи пользовались относительной свободой и безопасностью. Большой терпимостью отличался Пиетро Леопольдо. Но если исключить краткий период французского владычества и еще более краткий период конституции 1848 г., то полное равенство пизанских евреев с остальными гражданами было осуществлено только после соединения Тосканы с Пьемонтским (1859), а затем с Итальянским королевством. В настоящее время (1911) в П. живут около 570 евреев; несколько евреев состоит в числе профессоров местного университета; в течение ряда лет мэром П. был еврей, сенатор и профессор Алессандро д'Анкона. Самая старинная часть еврейского кладбища в П. очень интересна своими древними надгробными памятниками и надписями на испанском и еврейском языках.

Надгробные камни на еврейском кладбище в Пизе.

Ср.: Lonardo, Gli ebrei a Pisa sino alla fine del secola XV, в Studi storici, 1898, стр. 1715 и сл.; и 1899, стр. 59 и сл.; Segré, Ebrei, industria e commercio in Pisa nei secoli XVII, XVIII, Пиза, 1907; Cassuto, La famiglia da Pisa, passim; JQR., XVI, p. 462; Caro, Sozial- u. Wirtschaftsgeschichte d. Juden, I, p. 487.

У. К.

Раздел5.




   





Rambler's Top100