Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Пирке де рабби Элиезер

(רזעילא יברד יקרפ) — агадическо-мидрашистское произведение, толкующее книгу Бытия, часть книги Исхода и некоторые места из книги Числа. Это произведение, написанное в Италии после 883 года, приписывается р. Элиезеру бен-Гиркану. К концу XII в. его цитировали под различными названиями: П. рабби Элиезер га-Гадол (Маймонид, Moreh, II, XXVI); П. рабби Элиезер бен-Гиркан (Seder r. Amram, изд. Варшава, 1865, p. 32a); Барайта де рабби Элиезер (Aruch, s. v. סקרק; Раши к Быт., 17, 3; глосса к комментарию Раши к Мег., 22б; David Kimchi, Schoraschim, s, v. רוע); Гагада де рабби Элиезер бен-Гиркан (R. Tam, в Toc. Кет., 99а). Все произведение разделено на 54 главы, которые можно по содержанию представить в виде семи групп. I) Главы I и II трактуют о юноше Эл., о его страстном стремлении к изучению Торы и об успехах его в Иерусалиме. II) Главы III—XI, соответствующие Быт., 1 и 2, рисуют подробно сотворение мира. В первый день Господь создал 4 ранга ангелов и 47 облаков. Во второй день появились остальные ангелы, небеса, огонь людской и пламя геенны. На третий день произошло разделение вод, появление плодовых деревьев и трав. Четвертый день ознаменовался сотворением светил небесных. Здесь же изложены астрономия и установление вставочных дней в лунный год. Вычисление високосного года приписывается самому Богу, который преподал это Адаму, а от него оно перешло к Эноху, Ною, Шему и праотцам: Аврааму, Исааку и Якову. На пятый день были сотворены птицы и рыбы; тогда же была сотворена рыба, поглотившая пророка Иону; по этому поводу излагается повесть о пророке. На шестой день Господь сотворил первых людей. Ввиду того что Господь является первым царем над людьми, следует перечень всех великих правителей. III) Главы XII—XXIII, соответствующие Быт., 2—8; 24; 29; 50, трактуют о времени, протекшем от Адама до Ноя. Описывается водворение Адама в рай, сотворение Евы и козни змея-искусителя. По этому поводу дается описание трех великих зол, сокращающих жизнь людскую: зависть, алчность и честолюбие. Затем идет повествование о десяти богоявлениях, или сошествиях Господа на землю (רשע תודירי): 1) к Адаму в раю; 2) во время столпотворения; 3) при разрушении Содома; 4) к Якову в Египте; 5) к Моисею в неопалимой купине; 6) на горе Синайской; 7) к Моисею в расселине скалы, רוצה תרקנ; 8 и 9) два раза в Скинии Собрания; в 10-й раз Бог сойдет во время пришествия Мессии (ср. Комментарий к варшавскому изд., 1879). Эти 10 сошествий Господних служат как бы основной темой для всей книги. Адаму указан путь добра и зла, он кается в своем преступлении. На этом повествование о праотцах прерывается, затем следует рассуждение о трех столпах, на которых мир держится, это: Тора, Богослужение (הדובע) и оказание помощи ближнему (םידסח תולימג) и т. д. После этого следует перечисление десяти предметов, созданных, согласно традиции, в пятницу вечером, и толкование пс. 8, приписываемого Адаму. Затем следует продолжение повести о грехопадении Адама и Евы, история Каина и Авеля, рождение Шета, о грешном роде людском и о Ное. IV) Главы ХХIV—ΧΧV, соответствующие Быт., 9, 10, 11, 18, 19, повествуют о втором сошествии Господа на землю при вавилонском столпотворении. Следует рассказ о том, как Нимврод был убит Исавом. V) Главы ХХVI—XXXIX, соответствующие Быт., 40 и 50, повествуют о времени между Авраамом и смертью Якова. П. де р. Элиезер передают подробно о девяти искушениях Авраама, о пленении Лота и погоне патриарха за союзными царями и т. д. по книге Бытия, с разными сказаниями и этическими сентенциями. VI) Главы XL—XLVI, соответствующие Исходу, 2—4; 14—20, 23—34, трактуют о Моисее до того дня, когда он ударил в скалу. Повествования совпадают в общем с библейскими. Между прочим рассказывается о Сауле и Амалеке и о Санхерибе. Затем речь снова идет о библейских событиях из жизни евреев в пустыне, о золотом тельце, о сошествии Моисея с Синая и о его молитве за евреев, об уничтожении тельца и седьмом появлении Господа Моисею. VII) Главы XLVII—LIV, соответствующие Исх., 15; Числ., 2; 5, 9—13; 25; 26, рассказывают о событиях во время странствования евреев в пустыне, переходят затем к повести о Гамане, Эсфири и Навуходоносоре и перечисляют семь чудес, о которых передает Библия, и т. д. По мнению Цунца, сохранился лишь отрывок из П. де р. Элиезер. По мнению Горвица, автор П. разработал лишь те повествования, которые имели отношение к истории всего народа, а не к отдельным личностям, касаясь последних лишь попутно. Иост первый обратил внимание на то, что в конце тридцатой главы автор ясно намекает на три стадии развития магометанского могущества. Первая стадия, ограничивавшаяся территорией Аравии (у автора П. ברעב אשמ), вторая — завоевание Испании (םיה ײא), а затем большой город римский (ימור לש לודג ךרכ) (830). A так как, кроме Исмаила, в П. упоминаются еще имена Фатимы и Айши, то отсюда выводится заключение, что книга написана в то время, когда власть арабов распространялась уже над Малой Азией. В 32 главе говорится, что Мессия будет царствовать после двух братьев, одновременно занимающих престол. Это наводит на мысль, что книга написана в начале IX в., когда два сына Гаруна Ар-Рашида, Эль-Амин и Эль-Мамун, правили халифатом. Приблизительно ту же дату можно исчислить на основании того, что в П. халифат включен в те четыре мировые державы, которые указаны в Талмуде (в Мехильте). Автор, по-видимому, был палестинец; это доказывается многими обычаями, которые он упоминает. Другим доказательством этого положения служит то, что все авторитеты, на которые он ссылается, жили, за исключением р. Мешаршии и р. Шемаии, в Св. Земле. Автором никоим образом не мог быть р. Элиезер (80—118), так как последний был танна, а в П. уже имеются ссылки на Pirke Abot и упомянуты авторитеты III в., например р. Шемаия (гл. 23), р. Зеера (гл. 21 и 29) и р. Шила (гл. 42 и 44). Что касается обычаев и постановлений, то в П. упоминается следующее: чтение пс. 92 во время богослужения в пятницу вечером, благословение "Bore Meore ha-Esch" во время "габдалы" (20, ср. Пес., 54а), обычай рассматривать свои ногти при этом благословении и мочить вином габдалы свои брови (20); молитва, известная под именем "Tal" (молитва о росе) в первый день Пасхи (32), обычай трубить в "рог" в синагогах в день новолуния месяца Элул (46), добавление отрывка из Втор., 21, 20, к ежедневной молитве "Schema" (23). Из обычаев, стоящих в связи с обрезанием, здесь приведены: оставление особого кресла для невидимо присутствующего пророка Илии (39). Из обычаев, относящихся к бракосочетанию, упомянуты: совершение обряда под балдахином (12), присутствие дружек, םיניבשוש, около новобрачных, произнесение благословений хаззаном (12), воспрещение женщинам появляться с непокрытой головой (14; ср. Кет., 72а) и многое др. Многие главы П. кончаются благословениями, взятыми из молитвы "Schemoneh Esreh". Большое внимание уделяет автор второму дню творения, особенно так назыв. Maase Merkabah (Иезек., I), которое сильно напоминает Доноло и "Алфавит р. Акибы", хотя оно древнее их по времени, почему и не упоминает о "Hechalot". Это описание находится в непосредственной связи с описанием сотворения семи планет и двенадцати знаков зодиака, с речью о махзоре, "текуфот" и с рассуждением о добавочных днях для уравнения солнечного года с лунным. Автор вводит в цикл этих лет (3, 6, 8, 11, 14, 17, 19) пятый год вместо шестого. Кроме того, его цикл луны рассчитан на 21 год, когда, по истечении этого времени, луна снова занимает прежнее положение в течение недели, что, впрочем, может случиться лишь однажды в 689,472 года, согласно обычному счислению. Об отношении П. к барайте р. Самуила см. Sachs, Monatsschrift, I, 277. Манускрипты этого произведения хранятся в Парме (№ 541), в Ватиканской (от 1509 г. за № 303) и в Гальберштадтской библиотеках. Известны много изданий П.; первое изд. Константинополь, 1518. Толкования к нему написаны Давидом Лурье и Авраамом Бройде. Первый комментарий вошел в виленское, второй во львовское издание; в варшавском изд. анонимный комментарий קיפסמ רואיב. Кроме того, имеется еще комментарий Вольфа Эйнгорна в его издании под названием שרדמ םיאנת.

Ср.: Zunz, GV., pp. 283 и сл.; Jost, Gesch. des Judenthums und seiner Sekten, p. 35, прим. 2, Лейпциг, 1858; Senior Sachs, Kerem chemed, VIII, 34; Ueber das gegenseitige Verhältniss etc. в Monatsschrift, I, 277; Techiah, Берлин, 1850, p. 14, прим. 5, p. 20, прим. 2; R. Kahana, в Ha-maggid, VIII, 6; S. Friedmann, в Jüd. Litteraturblatt Рамера, VIII, 30—31; 34—37; M. Steinschneider, в Ha-Jonah, Ι, 17, Берлин, 1851; R. Kirchheim, в Introductio in Librum Talmudicum de Samaritanis, p. 25, Франкфурт-на-Майне, 1851; Meïr ha-Lewi Horwitz, Mischnat rabbi Eliezer, в Ha-Maggid, XXIII, №№ 8—30; Fünn, Keneset Israel, I, 321—344, Варшава, 1886; Israel Luria, в Kochebe Izchak, XXV, 82; Israel Lewi, в REJ., XVIII, 83; Creizenach, в Annalen Jost'a, II, 140; Graetz, Monatsschrift, 1859, p. 112, прим. 5; Bacher, Ag. Tan., I, 122—123, Страсбург, 1903. [По J. E., X, 58—60].

Раздел3.




   





Rambler's Top100