Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Полигамия

или многоженство. — Моисеев закон не запрещает многоженства, и библейские рассказы повествуют о многих случаях П. Так, Авраам имел одновременно двух (или трех) жен. Одна только считалась полноправной, другие жены — наложницами (Быт., 16, 3; 21, 10; 25, 1, 6); Яков имел двух жен и двух наложниц; Моисей — двух жен (Исх., 2, 21; Чис., 12, 1); Саул — одну жену и одну наложницу (I Сам., 14, 50; II Сам., 3, 7; 21, 8), Давид — 6 жен и 10 наложниц (II Сам., 3, 2 и сл.), а Соломон — 700 главных жен и 300 наложниц (I Цар., 11, 3), что, впрочем, не одобряется Библией. Царю закон запрещает иметь слишком много жен (Втор., 17, 17). Само собой понятно, что многоженство позволяли себе только богатые люди; заурядный еврей, по всей вероятности, довольствовался одной женой или же, как и современные палестинские феллахи, двумя женами. Из примеров патриархов можно вывести заключение, что древние евреи брали еще одну жену только в том случае, когда первая жена долго не имела детей. Обычным явлением, сопровождавшим многоженство, было соперничество между женами (ср. I Сам., 1). Закон защищает права нелюбимой жены перед более счастливой соперницей: преимущества первородного сына остаются и за сыном нелюбимой жены (Втор., 21, 15—17). Идеалом семьи, по-видимому, и в библейское время считалась моногамическая. Это видно уже из того, что первому человеку Бог дал только одну жену; так же точно и у Ноя, второго праотца всего человеческого рода, была одна жена, как и у его сыновей (Быт., 7, 13). В псалме 128, где рисуется счастливая жизнь человека богобоязненного, также говорится об одной жене. — Кодекс Хаммураби знает одну только жену, хозяйку дома; другую жену при главной муж может взять только в случае болезненности последней. Если главная жена бездетна, муж может взять еще одну жену, и то в том только случае, если жена сама не дает ему служанки в наложницы. Хотя эта второстепенная жена и считается законной, и ее дети полноправны в отношении наследования, однако в вавилонском законе ясно сказано, что она не имеет прав жены. — Ср. археологии Новака и Бенцингера; PRE., V, 208, 743, 745 и сл.; J. Е., X, 120 и сл.

А. С. К.

Раздел1.

Полигамия в побиблейское время. В эпоху второго храма П. была обычным явлением. Флавий говорит: "Существует у нас традиционный обычай иметь несколько жен одновременно" (Иуд. древн., XVII, 1, 2). Он сам, по-видимому, имел двух жен одновременно (Жизнеописание, 75). Ирод имел девять жен; его дети Архелай и Ирод Антипа при жизни своих жен женились вторично (Иуд. древн., XVII, 13, 1). Спор шаммаитов и гиллелитов по вопросу о "соперницах", תורצ, по отношению к левиратному браку, каковой вопрос может возникнуть лишь при существовании П., носил практический характер, а не лишь теоретический. Тосефта (Иебам., I,) сообщает, что, несмотря на различие мнений между упомянутыми двумя школами по этому вопросу, приверженцы одной считали возможным родниться с приверженцами другой. Это доказывает, что существование "царот" было обычным явлением, и, следовательно, тогда существовала П. В Таргуме, правда, встречаем моногамическую тенденцию. Комментируя слова "гоэля" к Боазу (Руфь, 4, 6), Таргум дополняет: "У меня есть жена, и не имею права брать вторую жену, это будет поводом к ссоре и разрушит мою мирную жизнь. Бери ее ты, так как ты холост". Но время составления этого Таргума не совсем точно установлено. Обычай иерусалимцев отмечать час составления кетубы (см.) мог иметь практическое значение только при существовании полигамии (Кет. X, 5). Рассказ о трехстах женщинах, на которых женился в голодный год ааронид р. Тарфон, для того чтобы иметь право кормить их сакральным хлебом (Toc. Кет., V, 1; Иер. Иеб., IV, 6в), вероятно, имеет историческую подкладку. Многие параграфы Мишны в трактатах Иебамот и Кетубот подробно разбирают случаи П. Франкель, стремившийся доказать, что во время Мишны преобладала моногамия, приводит, как доказательство, одну Мишну из трактата Иебамот (II, 9, 10), но это опровергнул Л. Лев в "Eherechtliche Studien". В изречении р. Иуды I: "Человек не должен пить из одного бокала и думать о другом", согласно объяснению Талмуда, предполагается также П. (ср. Нед., 20б). Максимальное число жен, превышение которого не одобряется раввинской моралью, четыре (Иеб., IV, II, и Гем., ad loc.; ср. Unger, Die Ehe in ihrer welthistorischen Bedeutung, 47). Одно изречение, относящееся к IV веку, выражает этическое порицание полигамии: "Кто увеличивает число жен, тот умножает волховство" (Абот, II). Р. Амми га-Коген говорит: кто женится, имея уже жену, должен развестись с первой и уплатить кетубу. Это положение р. Амми применяет даже и в том случае, если муж женился вторично после десяти лет бездетного брака. В последнем случае он, прежде чем вступить в новый брак, должен развестись с первой женой (Иеб., 65а). Однако, должно заметить, что Равва, мнение которого принимается к руководству, высказывается против этого и предоставляет полную свободу мужу взять себе столько жен, сколько он в состоянии прокормить (Иеб., ib). По мнению Л. Лева, здесь проглядывает принципиальное различие во взглядах на П. между палестинской и вавилонской школами, которое объясняется отчасти влиянием окружающей среды, отчасти же тем обстоятельством, что еврейское население в Палестине стояло на более высоком уровне нравственного развития, чем в Персии. Палестинская школа настолько проникнута моногамической тенденцией, что не допускает никакого исключения в пользу П. Рассказы из жизни вавилонских законоучителей (Иома, 18б; Иеб., 37б) свидетельствуют о склонности их к разрешению полигамии, хотя бы временной, между тем ничего подобного о палестинских законоучителях мы не знаем. Вообще моногамия сохранилась в еврейском законодательстве в следующем положении. Первосвященнику, благодаря особым требованиям святости, предъявляемым к нему, запрещается иметь двух жен. Это запрещение, упомянутое лишь у Маймонида (Jad., Hilchot Issure Biah, ХVII, 13; ср. комм., ad loc,), все же имеет свое основание в древних источниках (ср. Флавий, Иуд. древн., III, 12, 2). Некоторые полагают, что это ограничение распространяется также и на простых священников (Uhlemann, Handbuch, II, 274). Однако из того, что священник Иосиф Флавий имел несколько жен, а также из ответа р. Иошуи бен-Хананья по поводу "царот" (Иеб., 15б) видно, что П. встречалась и среди священнических семей. Впоследствии в Вавилонии, по-видимому, был забыт этот исключительный закон о первосвященнике (ср. Иома, 13а).

П. в поталмудическое время. Известно постановление от начала XI века, запретившее П. под страхом анафемы. Это постановление известно под названием ג״רד םרח, "херем де р. Гершом" (Mordechai, Иеб., 35; ср. ib., 31, םינומדק םרח, pecпонсы p. Меира бен-Барух из Ротенбурга, 112), по имени великого ученого, р. Гершома Меор га-Гола из Майнца, участвовавшего в этом постановлении. Однако исторически доказано, что постановление было принято раввинским синодом, и в одном месте оно носит название תנקת תולהקה, "постановление общин" (גרובנפורמ ם״רהמ, 112). О месте и времени принятия постановления нет точных данных, называют гор. Вормс и 1030 год (см. Гершом бен-Иуда). Л. Лев говорит по этому поводу, что синод в своих постановлениях отнюдь не исходил из принципиальных мотивов, он не преследовал этической цели моногамии, а руководствовался лишь соображениями практического характера. Приписываемый ему принципиальный мотив есть не более как анахронизм. Средневековые авторы именно выдвигают практические мотивы этого постановления. Одни из них — западные — рассматривают его как меру ограждения против могущих возникнуть ссор и раздоров (הטטק םושמ; респонсы גרובנטורמ םרהמ, § 865; Mordechai Ketub., 291; ср. Bet Samuel к Эб. га-Эзер, 1, 21); по мнению восточных авторов, необходимость постановления о запрещении П. диктовалась условиями жизни евреев в христианских странах, где П. запрещалась светской властью (Авраам га-Леви, םידרו תניג, II, 1, 10). Раз эти постановления не носили принципиального характера, то понятно, что могли быть исключения, даже в тех местностях, где это постановление было принято. Р. Элиезер бен-Натан из Майнца (XII в.) разрешил мужу взять вторую жену, так как жена уклонялась от исполнения своего долга (Эб. га-Эзер, 77, 2, глос. Иссерлеса). Такое же решение вынес р. Элиезер бен-Исаак из Шпейера (XII в.; респонсы םרהמ גרובנטורמ, III; ср. Hagah. Maim., Hilchot Ischut, 14, 13). Р. Барух, ученик р. Меира из Ротенбурга, утверждает, что постановление р. Гершома не распространяется на тех, которые прожили 10 лет в бездетном браке; им разрешается взять вторую жену, "так как учитель безусловно не имел в виду отменить положение Талмуда" (Kaftor wa-Pherach, X, 30а). Кроме того, это постановление в первое время было принято лишь в прирейнских местностях; в восточную Германию и в другие страны оно проникло лишь впоследствии. Автор "Or Zarua", р. Исаак из Вены (XIII в.), не упоминая о постановлении р. Гершома, однако, говорит, что во многих местностях установился обычай (תומוקמה וגהנ) моногамии. Поэтому всякий брачащийся уже этим самим актом молчаливо берет на себя обязательство не отступать от обычая и не брать себе второй жены (Schilte ha-Gibborim, Иеб., 25б; ср. Or Zarua, I, 181a). Французский тосафист (первая половина XIII в.), р. Самсон бен-Авраам Санский, также сообщает: "Постановление р. Гершома не привилось ни в нашей стране, ни в граничащем с ней Провансе; чаще всего видим, что набожные и ученые люди и прочие берут себе жен при жизни первой жены" (Бет-Иосиф, Эбен га-Эзер, 1; респонсы אוודאפמ ם״רהמ, 13, 14). Случаи полигамии продолжали встречаться во Франции, так что понадобился новый созыв синода во Франции, который возобновил запрет р. Гершома, допуская лишь единичные исключения при особых условиях и то лишь с разрешения ста раввинов из трех стран, как, например, Арагонии, Ломбардии и Франции (респонсы רובנטורמ ם״רהמ, 112; Jost, Gesch. etc., 11, 389; ср. также םידרו תניג, II, 10). Знаменитый испанский раввин, р. Соломон Адрет (א״בשר), сообщает от имени других лиц, что эти интердикты имеют силу лишь до конца пятого тысячелетия по еврейскому летосчислению (т. е. до 1240; респонсы ןולוק י״רהמ; 101). Последствием такого взгляда было то, что позже в Германии нашли необходимым, чтобы жених перед венчанием присягал в том, что будет соблюдать моногамию (Bet Schemuel, Seder Chalizah, 45). В Италии также следовали франко-германским авторитетам (респонсы אוודאפמ ם״רהמ, 13, 14, и р. Иосифа Колона, l. с.); были случаи П. после десяти лет бездетного брака, но для этого надо было иметь разрешение папы (Leon de Modena, Hist. degli Riti Hebraici, IV, 2, § 2). — В Испании еще в то время, когда интердикт р. Гершома не был общеизвестен, преобладала моногамия. Р. Соломон Адрет указывает на единичные случаи П. (респонсы его, № 1205, Вена). Вообще здесь случаи П. встречались лишь среди простой массы. Во Франции же встречаем случаи П. среди ученых и достойных лиц. Это различие давно уже было отмечено Сениором Заксом, который объяснил это явление более высоким культурным уровнем испанских евреев; в глазах последних П. считалась противонравственным поступком (Kerem Chemed, VIII, 108). Однако не во всех частях Испании преобладала моногамия. Она имела место в Каталонии; в Кастилии же, напротив, сохранилась бигамия вплоть до начала XIV века (респонсы р. Ниссим, № 48). В Наварре П. разрешалась евреям даже светской властью. — Эдиктом короля Теобальда разрешалось евреям иметь столько жен, сколько каждый в состоянии прокормить и содержать; муж должен всех одинаково чтить и уважать и не может бросить одну из них, пока не разойдется со всеми ими (Kayserling, Geschichte d. Juden in Spanien und Portugal, I, 71). Ввиду такого отношения к полигамии со стороны светской власти, среди наваррских евреев возник обычай, что жених перед венчанием давал обещание, подкрепленное присягой, соблюдать моногамию. Нарушение такого обещания составляет предмет спора между Хасдаи бен-Соломоном из Туделы и р. Исааком бен-Шешет (респонсы, посл., 398; ср. ib., 208; респонсы Ашери, 33, 1). Сохранилось также одно специальное постановление о том, что каждый еврей, имеющий больше чем одну жену, должен уплатить известную сумму, по-видимому, в пользу казны (Jacobs, Sources, XXV, № 104). — На Востоке интердикт р. Гершома никогда не был признан, но с переселением туда евреев из Испании привился в восточных странах наваррский обычай, чтобы жених давал обещание жить в моногамии. Это обещание затем стали вписывать в кетубу (респонсы ז״בּדר, № 221, Ливорно). Когда участились случаи нарушения обещания, то нашли нужным подкреплять присягой, которая, однако, в кетубе не записывалась (респонсы ל״ירהמ, 118; респонсы ז״בדר, l. с.; респонсы р. Илии га-Леви, 104, Константинополь; респонсы ח״בלר, 27). Особенно часты были случаи П., если первый брак оказывался бездетным, так как в этом случае будто бы сам Талмуд предписывает взять вторую жену, и поэтому никакое обещание против этого не действительно. Р. Ниссим из Каира (1536), живший в бигамии, нашел в лице знаменитого р. Леви бен-Хабиб горячего защитника (респонсы последнего, 26, 27). Наичаще случаи П. встречались среди африканских евреев как видно из респонсов р. Исаака бен-Шешет, р. Давида ибн-Абу Зимра, р. Симона бен-Цемах Дурана и др. Со всей силой негодования против П. выступил лишь р. Илия га-Леви, ссылаясь на интердикт р. Гершома (Zekan Aharon, 104). В переписке между иерусалимским, хебронским, каирским и александрийским раввинатами, по поводу случая бигамии, имевшего место в Александрии в XVII веке, приводятся прецеденты П. из жизни знаменитых ученых на Востоке. Раввин р. Мордехай Боффель из Сафеда женился вторично, предварительно получив на это разрешение от ста раввинов. В бигамии жили также известный Нафтали Ашкенази и знаменитый каббалист Натан Шпиро. — Бывали ли случаи П. у караимов, неизвестно, но надо полагать, что она встречалась у них. Гадасси теоретически обосновывает допустимость П. (Eschkol ha-Kofer, № 324, 119d). — В позднейшее время интердикт р. Гершома, вошедший в кодекс Каро и Иссерлеса, получил полную силу; его авторитет признан почти во всех странах. Случаи П. совершенно исчезли отчасти также благодаря тому, что П. запрещается в Европе светской властью. В случае неизлечимого сумасшествия первой жены, когда по еврейскому закону нельзя дать ей развода, можно вторично жениться, предварительно получив на это разрешение ста раввинов (Эб. га-Эзер, 1, 10, глосса Иссерлеса; ср. Бах, Беер Гетеб, Питхе Тешуба ad loc.). По мнению одних, не принимается свидетельство опороченного лица, עשר, о смерти жены для разрешения мужу взять вторую жену, хотя при Агуне (см.) его свидетельство имеет силу (ср. Fassel, לא יטפשמ. Das mosaisch-rabbinische Civilrecht, § 63, 112). Однако И. Ландау высказывается против этого (עדונ, הדוהב, II., отд. Эбен га-Эзер, 7, 8; ср. רפוס םתח, отд. Эбен га-Эзер, 2). Конференция реформистских раввинов в Филадельфии (1869) постановила, что второй брак при живой жене не может иметь места; подобно браку замужней женщины он абсолютно не действителен.

Ср.: Frankel, Grundlinien des mosaisch-talmudischen Eherechts, Бреславль, 1860; Klugman, Stellung der Frau im Talmud, Вена, 1898; Duschak, Das mosaisch-talmudische Eherecht, Вена, 1864; Mielziner, The Jewish law of manage and divorce, Цинциннати, 1884; Rabbinowitz, דומלתּה אובמ, 80, Вильна, 1894; L. Löw, Eherechtliche Studien, в Ben Chananja (1860—62); id., Gesammelte Schriften, III, 46—86, Сегедин, 1893.

А. К.

Раздел3.

Раздел5.




   





Rambler's Top100