Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Португалов, Вениамин Осипович

— врач, публицист и общественный деятель, один из видных участников иудео-христианского движения, возникшего в южно-русском еврействе в начале 80-х гг. XIX в. (см. Духовно-библейское братство, Новый Израиль); род. в Полтаве в 1835 г., умер в 1896 г. в Самаре. П. долго стоял вдали от еврейской жизни. В Киеве П. вращался в народнических кружках, избегая всякого сближения с еврейским обществом. Уже в то время П. проникся господствовавшим в тогдашних народнических и украинофильских кружках представлением о якобы губительной роли евреев в хозяйственной жизни русского крестьянства — представлением, легшим в основу реформаторской проповеди П. и догматов духовно-библейского братства. Высланный в Пермскую губернию, он стал заниматься литературной деятельностью. Позже он жил в Самаре, где посвятил себя филантропической и просветительной деятельности. Врач-идеалист, П. один из первых боролся с алкоголизмом. — Желая преобразовать на сектантский лад социальный быт и духовный уклад еврейской жизни, о которой он имел весьма смутное понятие, П., естественно, вызвал своей деятельностью лишь отрицательное отношение со стороны еврейского общества. Впервые П. пришлось столкнуться с еврейским вопросом в начале 80-х гг., после погромов. Рассматривая внезапно разразившиеся погромы как "одно из выражений социального движения четвертого сословия против накопившихся несправедливостей привилегированных классов", П. видел единственное разрешение еврейского вопроса в социально-религиозной реформе быта евреев на началах общечеловеческой религии, освобожденной от обрядностей, — точнее сказать, на началах русского сектантства, со многими представителями которого П. находился в тесной связи. Еврейство может культивироваться, по мнению П., и двигать культуру и цивилизацию лишь тогда, когда оно растворится в европейских народностях, иначе говоря, в русском народе, ибо "если между абсолютным православием и ортодоксальным еврейством мало общего, то между христианским и еврейским сектантством возможна полнейшая солидарность". Утопичность П. доходила до того, что он не только видел в социально-религиозной реформе еврейства панацею от всех бедствий еврейского народа, но и призывал правительство к борьбе с еврейскими обрядностями; на страницах "Судебной газеты" (1894) он требовал репрессий со стороны властей против таких еврейских религиозных обрядов, как обрезание, халица и еврейский способ резки скота, выражая уверенность, что правительство, ведущее непрерывную борьбу с сектантским движением, само примет меры для насаждения его на ниве еврейства. Из работ П. заслуживают внимания: Знаменательные движения в еврействе, 1884; Иудаизм и наука, Русское Богатство, 1888; Обрезание у евреев, Медицинское Обозрение, 1884. — Ср. Систематический указатель.

И. Б.

Раздел8.




   





Rambler's Top100