Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Пруссия

— королевство, занимающее первое место в Германской империи. П. выросла из Бранденбургского маркграфства, которое в 1415 г. перешло в руки князя из семьи Гогенцоллернов. Один из Гогенцоллернов, Альбрехт, состоявший в 1525 г. великим магистром Тевтонского ордена, принял протестантство и объявил орденскую область светской территорией под названием П. В 1618 г. последняя была присоединена к Бранденбургу. Новые приобретения на западе и севере были сделаны при великом курфюрсте Фридрихе-Вильгельме (1640—88), а его преемник Фридрих объявил П. в 1701 г. королевством. При Фридрихе II королевство увеличилось за счет новых приобретений — частей Силезии и Польши. В 1866 г., после войны с Австрией, к П. перешли области Ганновер, Гессен-Нассау, Гессен-Гомбург, Гессен-Кассель, Шлезвиг-Голштиния, вольный город Франкфурт-на-М. — История евреев в названных территориях рассмотрена в соответствующих статьях. В коренной области П., Бранденбурге, евреи жили еще в Средние века, были изгнаны в 1511 г., вновь допущены, а затем вторично изгнаны в 1570 г. (см.). Вопрос о том, разрешить ли евреям вновь селиться в П., возбудил в 1641 г. великий курфюрст Фридрих-Вильгельм, который в заботах об укреплении финансовых сил страны, потерпевшей от ужасов 30-летней войны, имел в виду привлечь евреев в страну. План этот осуществился, однако, только 30 лет спустя, но уже в течение этого времени отдельные евреи поселились в Гальберштадте и получили возможность жить в Юлихе. В Бранденбург первая группа евреев прибыла в 1671 г. Это были изгнанники из города Вены. Эдиктом курфюрста от 21 мая 1671 г. были объявлены открытыми для евреев все города Бранденбурга; они могут заниматься торговлей; в гражданских делах они подчинены городским властям, в уголовных же находятся под юрисдикцией суда великого курфюрста; им запрещено ссужать деньги под процент, вывозить доброкачественную монету и ввозить плохую; ежегодный Schutzgeld составлял с каждой семьи 8 талеров; новые поселенцы пользовались свободой богослужения, но им не было разрешено построить синагогу. Вскоре стало обнаруживаться отрицательное отношение к евреям со стороны купеческого сословия. Вследствие жалоб на то, что евреи свободно занимаются торговлей, были изданы репрессивные распоряжения — в 1680 г. евреям запрещено было торговать кожей, в 1683 — серебром и монетами. Время пребывания евреев было ограничено 20 годами, но по истечении такового срока разрешение на жительство возобновлялось без всяких затруднений. Часто устраивались переписи, и тогда евреи обязаны были предъявлять свои Schutzbriefe. Большинство евреев жило в Берлине (см. соотв. статью), но наряду с ним возникли еврейские поселения в Кенигсберге, Мемеле и Тильзите и во многих других городах и местечках. Ходатайство прусских чинов (1689) об изгнании евреев было оставлено Фридрихом III в качестве короля Фридриха без последствий; но при нем были повышены налоги с евреев. Появилась новая категория евреев — так назыв. "unvergleitete" (см. Берлин), которые, в противоположность vergleitete, вносили двойную плату за предоставленное им право временного пребывания в стране; а по истечении срока они подлежали выселению. В 1700 г. жило в Бранденбурге 248 евр., в так назыв. Neumark — 697, в герцогстве Клеве — 81, в Померании — 52 семейства, в княжестве Миндене — 47 семейств, в герцогстве Магдебурге — 15, в Гальберштадте — 100, в графстве Марк — 62; кроме того, жило еще немалое число евреев в герцогстве П. Таким образом, за 30-летний промежуток времени число евреев значительно увеличилось в областях Прусского королевства (с 1701 г.). При Фридрихе I играли видную роль придворные евреи Иост Либман и Маркус Магнус; с именами этих и других финансовых деятелей связано зарождение общины в Берлине (см.). По закону 1704 г. евреи в провинции Бранденбург могли открывать лавки и владеть недвижимым имуществом; тем, кто вносил от 40 до 100 талеров, было разрешено передавать право жительства в П. второму и третьему сыновьям. Король Фридрих придавал веру наветам на евреев и разрешил перепечатать юдофобскую книгу Эйзенменгера "Entdecktes Judenthum", хотя по распоряжению императора Леопольда книга была изъята. Фридрих-Вильгельм I (1714—1740) разделял такие же предрассудки; он возобновил эдикт своего отца относительно слов в молитве Alenu, направленных будто против христиан (1716), и придерживался принципа, что берлинская община ответственна за поступки отдельных ее членов. Указы и регламенты короля, имевшие целью урегулировать положение евреев, пропитаны духом строгости (см. Берлин). Интересами казны были определены условия, при которых возможно пребывание евреев в стране. Чем состоятельнее данный еврей, тем прочнее его право жительства. К евреям, работавшим на пользу экономического развития страны, Фридрих-Вильгельм относился благосклонно и жаловал им привилегии. Гирш-Давид Прэгер получил (1730) разрешение учредить шелковую мануфактуру в Потсдаме и стал пионером в деле насаждения этой промышленности в П., принявшей большие размеры в годы правления Фридриха П. Этот "философ на престоле" не раз обнаруживал недоброжелательное отношение к евреям, но, ценя их коммерческие способности и желая использовать эту силу для своей протекционистской политики, он последовал примеру отца и пожаловал евреям, открывавшим шелковые мануфактуры, исключительные привилегии. Роль евреев в этой области была весьма важной, что подчеркивается новейшим исследователем истории П. (Hintze, в Acta Borussica, Seidenindustrie); не менее полезной была деятельность их в качестве откупщиков государственной монеты. В остальном политика Фридриха II (см. соотв. статью) не отличалась от политики Фридриха-Вильгельма. Фридрих II даже установил новые сборы, как, напр., "фарфоровый налог" (см. Берлин). В течение 18 века евр. население П. продолжало расти: в 1728 — 1173 семьи, в 1749 г. — 2093. См. Берлин, Бреславль, Кенигсберг, Силезия, Познань.

Ср.: König, Annalen der Juden in d. deutschen Staaten, besonders in d. Mark Brandenburg; Rönne u. Simon, Die früheren u. gegenwärtigen Verhältnisse d. Jud. in d. sämmtlichen Landestheilen d. preussischen Staates, 1843; ср. еще литературу в статье Берлин; Jew. Enc., Χ, 238; разные статьи и материалы в Mitteilungen des Gesammtarchivs d. deutschen Juden, I и II.

Раздел5.

Пруссия после Фридриха Великого. — Несмотря на враждебное отношение правительства Фридриха Великого к евреям, фактически положение последних к концу его царствования стало улучшаться: богатые и отдельные влиятельные евреи легко получали не только право селиться в П., но и приравнивались к христианским купцам; детям и всем вообще наследникам этой категории лиц разрешались повсеместное жительство, приобретение имущества, право торговли и др. Они вообще ни в каком отношении не напоминали больше тех Schutzjuden, какими считались все остальные евреи П. На перемену взгляда правительства имели, без сомнения, влияние освободительные идеи, проникавшие из Франции в Пруссию, выступления Лессинга, Дома (Dohm) и др.; с другой стороны, и среди официальных лиц замечалось стремление к изменению status quo евреев. Так, генеральный фискал д'Аньер (d'Asnières) в представленном им в государственный совет меморандуме доказывал, что евреи не являются иностранцами, как бы временно проживающими в Пруссии. Он вообще возмущался несправедливостью, что лица, платящие более высокие налоги, пользуются меньшими выгодами, чем лица менее обложенные. Несмотря на это, в царствование Фридриха-Вильгельма II (1786—1797) было мало сделано в пользу евреев, хотя некоторое облегчение замечалось. Часто эти улучшения покупались евреями за значительные суммы. Так, в 1788 г. они за 4 тыс. талеров освободились от принудительной покупки фарфора; Фридрих-Вильгельм II издал эдикт (9 июля 1788 г.), известный под названием Religionsedikt, — в нем было заявлено, что "другие секты и религиозные партии" (помимо реформатской, лютеранской и католической религий) будут пользоваться общественной терпимостью (öflentliche Duldung); в числе терпимых религий была и иудейская, последователи которой под защитой государя могут соединяться для богослужебных целей (gottesdienstliche Zusammenkünfte) и беспрепятственно совершать свои молитвы в форме, не нарушающей интересов государства. В опубликованном 5 февраля 1794 г. Allgemeines Landrecht перечисляются права общественно-терпимых религиозных партий или сект. Как разрешенные частные общества, они не являются юридическим лицом и не могут иметь никакой собственности, не имеют права совершать службу за пределами здания, где они молятся; каждое религиозное сообщество не зависимо от другого такого же сообщества, и государство не признает никаких объединений различных сообществ. В царствование Фридриха-Вильгельма III (1797—1840) положение евреев несколько раз менялось; сам король был настроен враждебно к евреям, но внешние обстоятельства заставляли его идти на уступки. Разгром П. в битве при Иене (1806) и необходимость использовать все наличные силы государства для борьбы с Наполеоном побудили правительство дать евреям некоторые права и призвать их к участию в предстоящих войнах с грозным врагом. 19 ноября 1808 г. была отменена унизительная кличка Schutzjuden, евреям были предоставлены в городах права горожан, они были допущены к занятию ответственных и почетных должностей, хотя 27 февраля 1809 г. правительственный указ подчеркнул, что евреи могут пользоваться городскими правами постольку, поскольку это не противоречит государственным ограничениям по отношению к евреям. В то же время под председательством министра Шреттера (Schrötter) особая комиссия выработала проект улучшения положения евреев, во многих отношениях очень либеральный. На заседаниях этой комиссии Вильгельм Гумбольдт развил целую теорию по еврейскому вопросу, в основе которой лежала мысль о необходимости сближения евреев с христианами, о поддержании правительством религиозного раскола среди евреев для того, чтобы религиозная связь их была слабее, и т. д. Вопросы о постановке образования среди евреев, а также об их религиозной организации вызвали самые противоположные разногласия даже среди лиц, одинаково расположенных к евреям; ввиду этого было постановлено, чтобы "необходимые меры относительно духовного устройства евреев и их школьной организации были временно отложены и чтобы для их окончательного разрешения были призваны лица евр. религии, пользующиеся благодаря своим знаниям и справедливости доверием общества". Другие принципы также не были разрешены Шреттером; правда, отдельные королевские указы, как, напр., уравнение в правах евр. купцов Кенигсберга с христианскими и внесение их в купеческую гильдию, свидетельствовали о готовности правительства идти по пути эмансипации. Со вступлением во власть канцлера Гарденберга (см.) дело евреев подвинулось значительно вперед. С удивительной энергией, борясь с враждой к евреям короля и министра юстиции Кирхайзена Гарденберг защищал принцип полной веротерпимости и гуманного отношения ко всем подданным. Он обещал евр. представителям Берлина, в частности также Д. Фридлендеру, Израилю Якобсону и Якову-Герцу Беру, что добьется установления для евреев благоприятных условий, и действительно сдержал свое слово, так как он был главным виновником издания знаменитого эдикта "относительно гражданского положения евреев в прусском государстве" (betreffend die staatsbürgerlichen Verhältnisse der Juden im preussischein Staat). Эдикт этот, чаще всего называемый просто Judenedikt, появился 11 марта 1812 года. Отныне правительство отказывается от своего старого излюбленного взгляда, что улучшение положения евреев должно совершаться медленно и постепенно, по мере того как сами евреи улучшатся в культурном и нравственном отношении; евреи — уже не иностранцы и не терпимые в стране пришельцы, которые обязаны платить особые подати за то, что их "терпят"; они отныне такие же граждане государства, как и христиане, от которых они отличаются только в религиозном отношении. Евреи могут приобретать всякое имущество, должны отбывать воинскую повинность, могут быть учителями, профессорами, учащимися, занимать общественные должности; лишь государственная служба, т. е. административные и судейские должности, временно продолжали еще быть закрыты для них. — Евреи с чувством благодарности встретили весть о своей эмансипации; многие настолько стали увлекаться своим приобретенным гражданством, что отказывались от всего еврейского и даже принимали христианскую религию. В наступившей войне с Наполеоном приняла участие 1/5 всего способного к несению оружия евр. населения П.; многие пали геройской смертью на поле битвы, другие были возведены в офицерское звание и награждены Железным орденом. Со стороны богатых евреев были пожертвованы большие суммы на дело освободительной войны. Лучшие элементы христианского общества вступили в дружеские сношения с наиболее выдающимися евр. семьями, и казалось, что при благосклонном участии правительства устанавливаются в П. новые отношения между еврейским и христианским обществом. Однако вскоре снова наступила реакция. Побежденный Наполеон не был более страшен, и началось гонение на все французское, а под последним разумелась и евр. эмансипация. Одновременно с "антифранцузской" политикой, появилась теория о христианском государстве, которое будто не может считать нехристиан такими же гражданами, какими являются христиане. Решения Венского конгресса (см. соотв. статью) были истолкованы в смысле необходимости возвращения в евр. вопросе к донаполеоновскому status quo; руководители Свящ. Союза настаивали на проведении ложно понимаемых ими религиозных начал во все светские государственные отношения; распространялись теория о чистом тевтонизме как об основе здорового государства, элементами которого могут быть одни лишь чистокровные пруссаки, а венцом всех этих теорий, связанных, впрочем, уже с правительственными ограничениями, явилось движение hep-hep (см. соотв. статью). Евреи очутились снова в роли париев, преследуемых как правительством, так и чернью.

Из реакционных мероприятий эпохи Реставрации следует отметить: распоряжение 1819 г. о запрещении христианским детям посещать евр. училища, послужившее причиной падения берлинской свободной школы, руководимой Бен-Давидом; недопущение евреев к занятию общественных должностей. Когда Берлинский университет допустил одного математика к чтению лекций в качестве приват-доцента, появился 16 февраля 1820 г. министерский циркуляр, в котором говорилось, что названное лицо, пока оно исповедует евр. религию, не может быть допущено к доцентуре. В то же время этот циркуляр был разослан по всем университетам П. 28 декабря 1834 г. был издан указ, запрещавший переход христиан в евр. религию. Евреям, принявшим христианство, была облегчена (королевский указ 13 мая 1822 г.) перемена фамилии, что способствовало крещениям. Правительство вообще всячески поддерживало переход евреев в христианство, и специальное миссионерское общество было принято под покровительство короля. В 1828 г. евреям было запрещено носить христианские имена. Все эти и некоторые другие ограничительные меры издавались путем отдельных министерских циркуляров и часто распространялись далеко не на всю П.; кроме того, территория П. за первую четверть 19-го века не раз менялась, и в нее вошли такие части Германии, где законодательство о евреях было отлично от прусского, — этим и объясняется, почему законы о евреях в П. в это время были крайне запутаны, мало установлены и различны в отдельных частях королевства. — После июльской революции 1830 г. повеяло свободой и в П. — евреи стали активно добиваться расширения их прав. За евреев заступились и некоторые либеральные элементы, в особенности так называемая Молодая Германия, во главе которой находились, между прочим, Гейне и Берне. Правительство почувствовало необходимость идти навстречу наиболее неотложным реформам, но, по примеру прошлых лет, оно и теперь старалось проводить некоторые меры не для всей П., а для отдельных ее частей. 1 июня 1833 года было издано "Vorläufige Verordnung wegen des Judenwesens im Grossherzogtum Posen", в силу которого образованные и состоятельные классы евр. населения получили право гражданства, остальные же евреи продолжали оставаться бесправными. Подобная система деления евреев на две категории — достойных пользоваться правами и не достойных — была развита членом высшего правительственного совета Штрекфусом в брошюре "Ueber das Verhältniss der Juden zu den christlichen Staaten". Вскоре, однако, Штрекфус выдвинул новую теорию в соответствии с "романтическим" характером нового короля Фридриха-Вильгельма IV (1840—1861): евреи могут пользоваться правами гражданскими, но не политическими. Евреи не могут быть начальниками христиан, не могут преподавать тех наук, которые предполагают христианского преподавателя, и т. д. Эти принципы были положены в правительственный проект о положении евреев, представленный на обсуждение первого прусского соединенного ландтага 1847 г. В обеих палатах ландтага ораторы в согласии с правительством высказывались в пользу гражданского уравнения евреев в правах и против политического, с указанными оговорками. В этом же духе высказался, между прочим, и Бисмарк (см. соотв. статью). В правительственный проект был внесен ландтагом ряд поправок. Слова министра Эйхгорна о том, что евреи могут быть допущены к чтению лекций по химии, но они мало пригодны к лечению душевных болезней, были встречены собранием неодобрительно, и евреям было предоставлено занятие всех кафедр на медицинском факультете. Не менее отрицательно отнесся парламент к речи министра Тиле о том, что еврей "не имеет отечества, как об этом свидетельствуют его молитвы, напоминающие ему ежедневно о Сионе". 23 июля 1847 г. был принят закон о гражданских правах евреев, коим было введено единообразие в законодательстве о евреях П. Евреи были урезаны в своих политических правах в сравнении с эдиктом 1812 г.; тем не менее закон 23 июля 1847 г. явился большим шагом вперед, если сравнить с тем положением, в каком евреи П. находились с 1814 г. Революционный 1848-й год принес евреям политическое равноправие. Согласно распоряжению 6 апреля 1848 г. все граждане П., без различия вероисповеданий, могли принимать участие в выборах в учредительное собрание; в то же время народные митинги требовали полной эмансипации евреев. Некоторые евреи были избраны как в прусск. учредительное собрание, так и во франкфуртский парламент. — Франкфуртский парламент и выработанные им "права человека" подтвердили за евреями равенство в правах. Октроированная конституция 31 января 1850 г. говорила о том, что пользование гражданскими и политическими правами не может находиться в зависимости от исповедания той или иной религии (§ 12), а также, что все пруссаки равны перед законом и нет никаких сословных привилегий (§ 4). Однако § 14 той же конституции подрывал значение предыдущих параграфов; он гласил: "христианская религия лежит в основе тех учреждений государства, которые стоят в связи с религиозным культом, что не мешает религиозной свободе, гарантированной § 12". Этот параграф, который не имелся ни в конституции 1848 года, ни в других конституционных проектах того времени, был внесен в октроированную хартию 1850 г. благодаря агитации реакционной партии, руководимой крещенным евреем Сталем (Шталем), всесторонне развившим теорию о христианском государстве. Опираясь на эту статью конституции, прусские власти фактически не допускали евреев к какой бы то ни было общественной и государственной службе, и в этом отношении евреи были поставлены в рамки закона 1847 г. Время от 1851 г. по 1861 г., т. е. до вступления на престол короля Вильгельма (впоследствии императора; 1861—1888), было для евреев П. тяжелым временем, когда на бумаге у них были самые широкие права, а на деле они терпели всяческие ограничения, вплоть до вынужденного ухода всех чиновников, получивших должности в 1848 и 49 гг. В 60-х гг. стало замечаться более справедливое отношение к евреям, в особенности, когда наступили дни великих побед П. и в ее состав стали входить новые земли, где в большинстве случаев евреи пользовались всеми правами. Однако ввиду введения прусского законодательства о евреях в Ганновере, Гессене, Нассау, Франкфурте-на-М., Шлезвиге, Голштинии и в некоторых бывших областях Баварии и Великого герцогства Гессенского, положение евреев в этих названных местах ухудшилось, за исключением, впрочем, Франкфурта, для которого даже прусское законодательство о евреях являлось шагом вперед. 1 ноября 1867 г. был издан закон, в силу которого все жители Северо-Германского союза могли на протяжении территории союза свободно передвигаться, селиться, покупать земли и заниматься промыслами. Это был новый шаг по пути законодательства о евреях, а 3 июля 1869 года евреи были уравнены в правах с прочими гражданами; была также отменена специальная еврейская присяга, more judaico. Дальнейшая история евреев П. сливается с историей евреев Германии, хотя следует заметить, что П., как наиболее реакционное государство Германской империи, относится и к евреям более враждебно, чем другие части империи. Несмотря на то, что евреи вполне уравнены в правах, они фактически не пользуются некоторыми из них: так, они не допускаются на наиболее высокие государственные должности, доступ в офицерский корпус им совершенно закрыт, ограничен также их прием в ординарную профессуру и т. д. Особенно ярко проявляется вражда прусских властей к иностранным евреям, временно проживающим в П. Министр внутренних дел Путкамер издал 30 сент. 1884 г. циркуляр о том, чтобы при назначении иностранных евреев раввинами и синагогальными служителями требовалось разрешение не только местной администрации, как об этом гласил министерский циркуляр от 30 января 1851 г., но и министра внутренних дел. Кроме того, натурализации евреев стали ставить такие затруднения, которые фактически устраняют иностранных евреев от принятия прусского подданства. Наконец, нередко под тем или иным предлогом выселяют из пределов П. иностранных евреев, преимущественно прибывших из России.

Организация евр. общин в П. Закон 1847 г. превратил частные религиозные общества евреев в иудейские общины (Judenschaften) с правами юридической личности, т. е. с корпоративными правами, причем все живущие в данном синагогальном округе (Synagogenbezirk) обязаны принадлежать к общине, что по предложению Ласкера (см.) в 1873 г. было отменено. Дальнейшую организацию еврейских общин в П. — см. Община. Одной из особенностей устройства евр. общин П. является обязательное обложение всех евреев в пользу общины, так назыв. Kultussteuer. Величина его не везде одинакова. 20,1% платят меньше 500 марок, 19,1% от 500 до 1000 марок, 29,2% от 1000 до 2000, 17% от 2 до 5 тыс., 7,3% от 5 до 10 тыс. марок, 0,3% платят свыше 100 тыс. марок. Наивысшее обложение равно 31,6 марки на человека (в среднем), наименьшее 1,2 марки (в Рогазене, Познань). Кроме Kultussteuer, евр. общины получают доходы из различных других источников: старые общины с завещанных им фондов, новые — от продажи мест в синагогах и т. д. В 4 общинах Kultussteuer достигает 50% всех доходов, в 8 общинах лишь 25%, а в других он почти целиком покрывает все расходы (95—75%). Взимается Kultussteuer либо по доходу данного лица, либо по размеру государственного обложения; к первой категории относятся 86 общин, ко второй все остальные. В 13 общинах взимается свыше 2% доходов; в 160 общинах евр. обложение в 1½ раза превышает государственное, в 95 общинах оно выше государственного на 150%. В 1905 г. вся сумма Kultussteuer равнялась 4735163 маркам, а все доходы евр. общин 11507523 маркам; на каждую голову падало 14,3 марки; общее число плательщиков 90880, или 28,2% евр. населения П. На каждого протестанта в пользу церкви (Kirchensteuer) падает в П. всего 0,97 марки. Еврейские дети, согласно общим законам, должны посещать элементарные школы наравне с христианскими детьми; что касается преподавания Закона Божьего, которому евр. дети в этих школах не обучаются, каждая синаг. община должна принять меры, чтобы ни одно дитя в школьный период не было лишено возможности изучения Закона Божьего. В гимназиях и реальных училищах преподавание евр. Закона Божьего, даже в часы преподавания христианского, согласно министерскому распоряжению от 5 мая 1859 г., ни в коем случае не допустимо. Еврейские училища государством не субсидируются.

Ферейны и союзы. П. родина еврейских ферейнов (небольших обществ) и союзов, охватывающих целые провинции, иногда и государство. Первый союз, Chewrath Gemiluth Chessed, был учрежден в Эмдене в 1661 г. Затем в период от 1750 г. до 1800 г. возникло 13 союзов, от 1800 г. до 1850 г. — 40, от 1850 г. до 1875 г. — 64, от 1875 г. до 1900 г. — 115, а с того времени 13. В 24 ферейнах имеется от 50 до 100 членов, в 47 — до 200, в 30 — до 300, в 38 — до 500, в 22 — от 500 до 700, в 15 — от 700 до 1000 и в 10 — свыше 1000. В П. имеется 52 союза, из которых имущество каждого превышает 100 тыс. марок; капитал этих ферейнов в 1905 г. был равен 20802800 маркам. Ежегодный доход этих ферейнов равен 2656100 марк. Наиболее крупные союзы П.: 1) Verein zur Unterstützung jüdischer Lehrer in Preussen, основ. в 1853 г., член. 308, бюджет 4800 мар.; 2) Pensionskasse für jüdische Religionslehrer und Kultusbeamte in Ostpreussen, основ. в 1901 г., бюджет 11828 марок, капит. 23806 марок; 3) Pensionskasse des Vereins israelitischer Lehrer der Rheinprovinz und Westfalens, основ. в 1862 г., членов 100, бюджет 13500 марок, капит. 134 тыс. марок; 4) Vereinzur Wahrung der religiösen Interessen des Judenthums in der Provinz Westfalen, основ. в 1896 г., членов 600, бюджет 4500 марок; 5) Verein für die jüdischen Interessen Rheinlands, основ. в 1902 г., число членов 400.

Cp.: Jost, Neuere Geschichte der Israeliten, 1846; Rönne und Simon, Die früheren und gegenwärtigen Verhältnisse der Juden in den sämmtlichen Landestheilen des preussischen Staates, 1843; Grätz, Gesch. X и XI; Philippson, Neueste Geschichte des jüd. Volkes, I—III, 1907—1911; Ludwig Geiger, Geschichte der Juden in Berlin, 1871; W. Freund, Entwurf zu einer zeitgemässigen Verfassung der Juden in Preussen, 1842; Vollständige Verhandlungen des ersten vereinigten preussischen Landtages über die Emancipationsfrage der Juden, 1847; Jew. Enc., X, 237—238; Leopold Auerbach, Das Judenthum und seine Bekenner in Preussen, 1890; Statistisches Jahrbuch d. deutschen Juden, 1905; Die jüdischen Gemeinden und Vereine in Deutschland, 1906; A. Michaelis. Die Verhältnisse der Juden in Preussen seit dem Beginne des 19. Jahrb., 1906; Allgem. Zeit, des Judent., 1912, № 10; Gr. Riesser, Gesammelte Schriften; Stern, Abhandlungen und Aktenstücke zur Geschichte der preussischen Reformzeit, 1885, 227—262; кроме того, нем.-евр. период. печать за разные годы.

С. Лозинский.

Раздел6.

Статистические данные о евреях в Пруссии. В 1905 г. в П. было 409501 евр., т. е. 1,1% всего населения. Число евреев растет сравнительно не быстро, как это явствует из следующих цифр: в 1871 г. 425559 евр., в 1880 г. 363790; в 1890 г. 372059, в 1900 г. 392322 евр. Из всего евр. населения Германии падало на П. в соответствующие годы: 63,56%, 64,78%, 65,52%, 66,85%. Относительно число евреев все более и более падает. На 10 тыс. общ. насел. евреев было: в 1880 г. — 133; в 1890 г. — 124; в 1900 г. — 114; в 1905 г. — 110. Уменьшение это объясняется: 1) меньшей брачностью евреев: в 1907 г. на 1000 чел. — брачущиеся составляли среди христиан 8,32, а среди евреев 7,42; 2) меньшей плодовитостью евреев: в 1907 г. на 1000 жителей рождалось среди христиан 33,96, а среди евреев 17,37. Это различие в числе рождений, однако, несколько сглаживается тем, что среди христиан % мертворожденных значительно выше: в 1907 г. на 1000 жителей было мертворожденных 18,31 у христиан и 13,96 у евреев. Эмиграция и иммиграция евреев П. незначительны; зато очень велико внутреннее переселение, концентрация евреев в городах. В 1816 г. в Берлине жило лишь 2,72% всех евреев П., а в 1905 г. — 24,15%, вместе с его пригородами — даже 31,75%. В общем в городах П. жило в 1905 году 351550 евреев, а в деревнях 57951. В 1900 г. евр. население П., достигавшее 392322 чел., распределялось:

Наиболее крупные по числу евреев общины Берлин, Франкфурт-на-М., Бреславль, Шарлоттенбург, Кельн (все превышают 10 тыс.), Шенеберг (бл. Берлина), Познань, Ганновер и Кенигсберг (превышают 4 тыс.). В 1905 г. в 134 местах П. не было ни одного еврея, причем в этих местностях не было в каждом более 5000 жит. Из крупных городов больше всего евреев, относительно, имеет Франкфурт-на-М. (7,5% ), затем следуют Шарлоттенбург (6,5%) и Шенеберг (4,9%). Синагог в 1905 г. было 1089, раввинов 148, канторов 616, учителей Закона Божьего 210, резников 111, шамесов и других служителей 250. Евр. публичные народные училища (Oeffentliche jüd. Volksschulen) были в 219 общинах с населением ниже 500 евреев и в 30 выше 500, в общем училищ в 1905 г. было 249, причем больше всего училищ было в Гессен-Нассау (80), затем в Познани (52) и Ганновере (40). Религиозных училищ (Religionsschulen) 525. Еврейских среднеучебных заведений для мальчиков нет, для девушек (höhere Mädchenschulen) в 1906 г. — 2. В евр. училищах в 1905 г. обучалось 7346 учеников. Огромное число евр. детей получает образование в общих школах. В 1901 г. в них обучалось 59 тыс. евреев, христиан — 6153 тыс.; характерно распределение учащихся по учебным заведениям. В гимназиях и реальных училищах обучалось на 10000 детей одного вероисповедания: 293 христ. и 2542 еврея; в Mittelschulen — 436 христ. и 3087 евр., а в низших народных школах — 9271 христ. и 4371 еврей, т. е. только в последней категории христиан было больше, чем евреев. Низшие училища посещают лишь 43,71% евр. детей (1901), христ. 92,71%; средние учебн. завед. — 9,69% всех евр. учащихся и 2,51% всех христианских учащ., höhere Mädchenschulen — 21,18% евр. и 1,85% среди христ., höhere Knabenschulen — 25,42% и 2,93% христ. Среди студентов высших учебных заведений в 1901 г. было 8,28% евреев прусского происхождения, считая же и других евреев, в университетах П. обучалось 9,22% евреев-студентов. Относительно, евреи преобладали в Берлинском и Бреславльском университетах, в других они были представлены ниже христиан. В названных двух университетах обучалось 85% всех студентов П., % христиан в них был лишь 39,3. Число учителей-евреев в общественных училищах было: в 1886 г. — 432, в 1901 г. — 338, составляя 0,75% и 0,44% всех учителей этой категории; учительниц было: в 1886 г. — 53, в 1901 г. — 56, т. е. 0,77% и 0,44%. Наоборот, в женских училищах и в частных число евреев-учителей было 21%, а учительниц 23%. Из 338 учителей-евреев 290 преподавали в евр. училищах.

В П., как и в большинстве государств Германии, заметен рост смешанных браков. Так, было заключено:

Наибольшее количество смешанных браков дают Гамбург (49,5%) и Берлин (43,8%). Число мужчин-евреев, брачущихся с христианками, превышает число евреек, выходящих замуж за христиан. Дети от смешанных браков оставались в еврействе: в 1885 г. — 24,78%; в 1895 г. — 24,47%; в 1900 г. — 24,21%; в 1905 г. — 22,67%. Число крещений в П. увеличивается: так, за период от 1881 г. до 1887 г. ежегодно в среднем принимало протестантскую веру 160 евреев, а в период 1891—1897 гг. — 291, хотя евр. население за это время почти не изменилось. Самоубийств среди евреев значительно больше, чем среди христиан. На 100 тыс. чел. в 1905г. было: среди протестантов 25,4; среди католиков — 10,4; среди евреев — 35,6, причем преобладали в значительной степени мужчины. Преступность евреев: в 1900 г. — осуждено 3079 евреев, 1,08% всех осужденных; в 1904 г. — 3544, или 1,12%. — Ср.: A. Ruppin, Die Juden der Gegenwart, 1911, 2-е изд.; Die jüdisch. Gemeinden und Vereine in Deutschland, 1906; Der Anteil der Juden am Unterrichtswesen in Preussen, а также различные номера Zeitschrift für Demogr. und Statistik der Juden.

C. Л.

Раздел6.



   





Rambler's Top100