Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Псалмы, мидраш

(םילהת שרדמ) — агадический Мидраш, известный уже в 11 веке, цитируется у р. Натана Римского в Арухе (s. v. רחם), у Исаака ибн-Гиата в его "Hâlachot" (16), у Раши в комм. к I Сам., 17, 49 и др. местах. Этот Мидраш называется также "Agadat Tehillim" (Раши к Когел. 11, 7 и др. мест.) или "Haggadat Tehillim" (Арух, s. v. רעם и в др. мест.). Начиная с двенадцатого века, он также назыв. בוט רחוש (ср. введение Бубера к его изданию Мидраш Тегиллим, 35), потому что начинается стихом из Притч, 11, 29 בוט רחוש. Настоящий Мидраш содержит лишь главы 1—118; это все, что было найдено в рукописях и помещено в первом константинопольском издании (1512). Во втором издании (Салоники, 1515) были прибавлены все остальные псалмы до конца, за исключением двух П. Автором этих дополнений был, вероятно, р. Маттития Иицгари из Сарагосы, собравший различные агады к П. 119—150 из Ялкута, прибавив к ним собственные толкования. И так как в Ялкуте нет агадических толкований к П. 123 и 131, то и автор дополнений также не привел никаких агадических сентенций к данным П. Эти пробелы, однако, восполнил (в своем полном издании Мидраша Тегиллим) Бубер, который напечатал собранные к этим двум П. агады из Песикты Раббати, Сифре, Бамидбар Рабба и вавилонского Талмуда, так что этот Мидраш в настоящем его виде обнимает всю книгу П. — Имя составителя и дата редакции основного Мидраша (Пс., 1—118) не могут быть точно установлены. Утверждение, что р. Иоханан или р. Симон, сын р. Иуды I, составил его, не представляется обоснованным (ср. Бубер, l. с., 3—4). Напротив того, скорее надо полагать, что этот Мидраш не есть труд одного человека. В нескольких местах выражается одна и та же мысль, и главное, — одни и те же агады в разных местах высказаны в различной форме, напр., Пс. 7, § 6 и 18, § 13; Пс. 18, § 25 и 95, § 3; Пс. 18, § 26 и 103, § 2 и мн. др. Агадические сборники к П. часто цитируются в Талмудах и в Берешит Рабба (Иер. Кил., IX, 32б; Иер. Кет., XII, 35а; Ber. r., ХХХIII, 3; Кид. 33а, ср. Раши, ad. loc.). Нельзя, однако, утверждать, что эти агадические сборники тождественны с нашим Мидрашем, так как последний содержит и позднейшие элементы, хотя и нельзя отрицать, что большой материал из упомянутых сборников был включен в наш Мидраш, и в настоящем Мидраше сохранились среди позднейших агад и элементы древних сборников. Во время составления Мидраша к П. собирали гомилии и толкования к отдельным стихам из различных источников и помещали их рядом с ранним агадическим материалом к П., следуя порядку самих П. С течением времени этот сборник дополнялся и расширялся разными компиляторами, пока, наконец, Мидраш Тегиллим получил свою настоящую форму. Его окончательная редакция, согласно Цунцу, должна быть отнесена к последним векам гаонейского периода. Утверждение Цунца, что этот Мидраш был составлен в Италии, неприемлемо. Этот труд был составлен в Палестине, на что указывает его язык, стиль и манера агадических толкований. Все амораим, цитируемые им, жили в Палестине, а немногие вавилонские амораим, приведенные в нем, как р. Хисда, упоминаются также и в иерусалимском Талмуде (ср. Бубер, l. с., 32, прим. 131). — Этот Мидраш содержит гомилии к П. и толкования к отдельным стихам и даже к отдельным словам. Гомилии всегда начинаются вводной формулой: "как Писание гласит". Только в немногих случаях употребляется общая для всех Мидрашим вводная формула: "р. N. N. сделал следующее вступление" или "р. N. N. объяснил следующее место Библии". Среди толкований отдельных стихов имеются такие, которые основаны на различии между "keri" и "ketib" и на орфографических особенностях слова, пишется ли оно полно или не полно. Некоторые слова толкуются по способу гематрии (см.), нотарикон (см.), а также посредством замены одних гласных другими ("al tikri"; см. у Бубера, l. с., 10а); Мидраш содержит известное число рассказов, легенд, сравнений, притчей и сентенций с некоторыми изречениями этического и галахического характера. Интересно отметить миф о том, как Бог послал волчицу, чтобы накормить грудью Ромула, основателя Рима (Midr. Teh. к Пс. 10, 12), и легенду об императоре Адриане, который хотел измерить глубину Адриатического моря (Midr. Teh. к Пс. 93, 4). Из изречений, приведенных только в этом Мидраше, отметим следующие: "И стены имеют уши" (Midr. Teh. к Пс. 7, 1; ср. Раши. Бер., 8б, где приводится эта поговорка); "Горе тем живым, которые молят о смерти; горе богатырю, нуждающемуся в помощи слабого; горе зрячему, взывающему к помощи слепого; горе тому веку, в который женщины являются руководительницами" (Midr. Teh. к Пс. 22, 4). Некоторые обычаи восходят уже ко времени этого Мидраша, как, напр., воздержание от питья воды в субботу во время сумерек (Тур и Шулхан Арух, Орах Хаиим, 291; ср. Midr. Teh. изд. Бубера, 51б, прим. 48). — Ср.: введение Бубера к его изданию Мидраш Тегиллим, Вильна, 1891; J. Theodor, Ueber S. Buber's Midrasch Tehillim, перепечатано из Menorah, Litteraturblatt, Гамбург; Zunz, GV, 266—268. [J. Ε., Χ, 248—250].

Раздел3.




   





Rambler's Top100