Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Рабби

(Раббан или Раббана, Раб; ןבר, אנבר, יבר, בר — буквально "господин, учитель, наш учитель") — почетные титулы для законоучителей. Титул Раббан был присвоен патриархам: Гамлиилу I, Симону II (сыну предыдущего), Иоханану б.-Заккай, Гамлиилу II, Гамлиилу III (сыну р. Иуды I) и др. До них председатели Синедриона, как Гиллель, Шемаия и Абталион, Симон б.-Шетах и др., не носили никакого титула и цитируются только по имени. Имели ли другие члены Синедриона какой-либо титул, как, напр., בר — "учитель" или יבר — "мой учитель", — неизвестно; во всяком случае титул не применялся ко всем, а лишь к более выдающимся законоучителям. Так, из среды ученых последнего века до падения Иерусалима одни упоминаются без титула, как, напр., Акабия б.-Магаллель, Бава б.-Бута, Адмон, Ханан, Нахум из Мидии и др., другие с титулом "рабби", напр. р. Ханина, представитель священников, р. Цадок, р. Доса б.-Гирканос и др. По мнению Франкеля (הנשמה יכרד, 58), титул "раббан" был впервые присвоен р. Гамлиилу I, потому что он первый был единоличным руководителем Синедриона и при нем не было должности аб-бет-дин (см.); таким образом, Р. означает "главный учитель". Другое объяснение слову Раббан дает N. Brüll (Mebo, 1, 51). Следующий по времени титул "рабби" происходит от еврейского слова "раб", означающего на мишнаитском языке учитель (Абот, 1, 16) с прибавлением suffix pronom. в смысле "мой учитель". Этот титул носили почти все позднейшие таннаи и палестинские амораи. Вавилонские же амораи носили титул "раб" без suffix'a. Иногда для сокращения этого титула к собственному имени прибавлялась буква ר как аббревиатура слов "рабби" или "раб", напр.: Раввина вместо раб-Аввина, Рами вместо раб-Ами и др. Обыкновенно титул "рабби" палестинские ученые получали лишь вместе с ординацией (Санг., 13б). Поэтому многие ученые первых веков, по-видимому, не получившие ординации, как Бен-Аззай, Бен-Зома, Бар-Каппара, назывались по имени, без всякого титула. Самуил, как не получивший ординации от р. Иуды, мог называться ученым, но не имел звания "рабби" (Б. Мец., 86а). По мнению Шериры, и вавилонские ученые получали титул "раб" лишь после того, как их ординировали в вавилонских академиях. — Относительно степеней упомянутых титулов гаон Шерира сообщает следующее: "В древности выдающиеся лица назывались по имени, без титула: пророки Хаггай, Зехария и Малахи, затем Эзра часто упоминаются в Талмуде, не сопровождаемые ни одним из этих титулов. Это составляло высшую степень почтения. Во время р. Гамлиила I появился титул раббан, который, однако, большею частью применялся к патриархам. Следующая степень почтения — титул "рабби" или "раб". Этот постепенный порядок различных титулов отмечен уже в Тосефте (Эдуиот, III, 4). Мало-помалу титул "рабби" в народной речи стал употребляться не только в отношении ученых, но также ко всякому имени в смысле "милостивый государь".

Ср.: Послание Шериры к Якову б.-Ниссиму, приведено в Юхасине, 83; Hamburger, R. E., s. v. Rabban; Lightfoot и Wetstein к Матф., 23, 7; Buxtorf, De Abbreviaturis Hebraicis, 127—177; J. E., X, 293—294; Aruch Compl. s. v., ײבא; Pressel, R. E. Herzog'a, 1-e изд., XII, 471; Grätz, Gesch., IV, 431; Ewald, Gesch.,V, 25, 305; Schürer, Gesch., 11, 315.

A. К.

Раздел3.




   





Rambler's Top100