Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Раголер, Илия бен-Яков

— выдающийся раввин и каббалист, потомок р. Мордехая Яффе; род. в 1794 г., ум. в Калише в 1849 г. Раголер был свободен от "пилпула"; он изучал талмудический текст без комментариев. Ему не были чужды светские знания, и он прекрасно знал латинский и немецкий языки. 21 года от роду, уже пользуясь славой крупного талмудиста, Р. отправился в Воложин, где стал учеником р. Хаима Воложинского, но семейные обстоятельства заставили его вскоре занять пост раввина в м. Шаты (Ковенской губ.). Р. последовательно занимал пост в Эйраголе, Слободке, а с 1840 г. в Калише. Р. принадлежал к числу просвещенных представителей консервативного раввинизма, что и выразилось в его отношении к реформистскому движению в Германии. Когда р. Цеби-Гирш из Амстердама пригласил его присоединиться к протесту правоверных раввинов по поводу съезда реформистов в Брауншвейге (см. Реформистское движение), Р. нашел нужным отказаться от выступления и с своей стороны указал на целый ряд мер, чтобы отвлечь массу от реформы. Раголер интересовался каббалой с научной точки зрения и резко высказывался против амулетов и практич. каббалы. Не в пример другим раввинам своего времени Р. установил следующий метод преподавания: не обременять учеников никакими комментариями, сверх толкований Раши, приступать к изучению данного места Талмуда лишь после предварительного ознакомления с соответствующим текстом Библии, знакомить детей последовательно с Пятикнижием, Пророками и Агиографами и затем лишь, в более зрелом возрасте, с Талмудом — в то время преподавание шло как раз в обратном порядке. Что касается решений вопросов ритуала, то Р. следовал букве закона, почему и отменил многие обычаи, по его мнению, не имеющие никакого основания в законе. Оставшееся после Р. богатое литературное наследие было издано частью под названием "Jad Elijahu" (Вильна, 1900); оно состоит из трех частей: 1) Реsakim — решения и респонсы, 2) Sefer ha-Kelalim — алфавитный указатель талмудического материала и 3) Ketabim — новеллы к талмудическим вопросам. — Ср.: Arjeh-Leb Frumkin, Toledot Elijahu, Вильна, 1900. [По J. E., X, 307—398].

Раздел9.




   





Rambler's Top100