Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Рейнес, Исаак Яков бен-Соломон Нафтали

(םענײר בקעי קחצי ׳ר) — выдающийся талмудист и раввин, основатель фракции "Мизрахи" (см.); род. в Карлине (Минск. губ.) в 1839 г. В 1869 г. Р. занял пост раввина в Свенцянах (Виленской губ.), а с 1885 г. поныне (1912) состоит раввином в Лиде. Р. принимал участие в съезде представителей еврейских общин в С.-Петербурге в 1882 г., на обсуждение которого он предложил выработанный им план реорганизации иешиботов и введения в них новой, отвечающей современным требованиям системы преподавания, основы которого были им раньше изложены в двухтомном труде תינכת םתוח (I, Майнц, 1880; II, Пресбург, 1881). Проект P., однако, не встретил сочувствия со стороны большинства съезда. Тем не менее, Р. открыл в Свенцянах образцовый иешибот, в котором курс учения был рассчитан на 10 лет и наряду с раввинскими предметами преподавались и общие в объеме, необходимом для занятия должности общественного раввина. Но благодаря противодействию антагонистов P. иешибот через четыре года был закрыт. Лишь в 1905 г. P. при содействии других видных членов сионистской фракции "Мизрахи" удалось вновь открыть иешибот в Лиде (см.). В качестве учредителя и руководителя "Мизрахи" Р. играл видную роль на минском съезде сионистов в августе 1902 г. и на конгрессах. — Кроме תינכת םתוח, Ρ. написал следующие сочинения: заметки к תודע ףםוהיב (Вильна, 1866), сочинению своего тестя р. Иосифа Розена (см.); בקעיב תודע (ib., 1872) — о свидетельских показаниях; הרוא ירעש (Вильна, 1886), объяснения трудных мест агады и Мидрашим; םילודג םיר א (ib., 1887), галахические исследования (в нем Р. применяет оригинальный метод аналитико-логического разбора основных понятий рассматриваемых галах); לש דאנ תועמד (ib., 1891), очерк истории преследований евреев в диаспоре; םימיח תעבש רוא (ib., 1896) — размышления о значении праздников в месяце Тишри; ההמשו הרוא (ib. 1898), о значении праздника Пурим, с предисловием "о сионизме с консервативной точки зрения"; ןויצ לע שדח רוא (ib., 1902 г.) — апология сионизма. — Ср.: статью Бердичевского в Ozar ha-Sifrut, II, 228—234 [приведен перечень трудов P.]; Н. Соколов, Sefer Zikkaron, 108—109; J. E., X, 368.

Раздел9.




   





Rambler's Top100