Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Розанес, Иуда

— известный сефардский талмудист и раввин, зять р. Авраама Р. I и ученик р. Самуила га-Леви и р. Иосифа ди Трани. Ум. в 1727 г. Р. состоял главным раввином ("хахам-баши") всей Оттоманской империи; он принимал активное участие в преследовании саббатианцев; его подпись имеется под воззванием раввинов к германским общинам (ср. Яков Эмден, תואנקה תרות, Львов, 1870). Р. при жизни ничего не печатал, но от него осталось много рукописей, которые после его смерти были приведены в порядок и редактированы его учеником, р. Яковом Кули (см.), и из них составились известные труды, пользовавшиеся в течение нескольких веков в раввинском мире громадным авторитетом. Большая часть его новелл была им написана в виде примечаний на полях книги Тур и других произведений раввинской литературы, a также в частных письмах. Р. Хаим б.-Аттар говорит, что Р. был принципиальным противником печатания книг, так как печатное слово может быть плохо понято, a это дает повод к неверным возражениям (ראות ירפ, § 13), но Азулаи от имени константинопольских раввинов 18 в. свидетельствует, что Р. не печатал никаких трудов по причине исключительной своей скромности, постоянно повторяя, что его слова никому ничего нового не дадут (הו ףיםוי המו ןתי המ). В одном месте (ךלמל הנשמ к Майм., םינכש, II) P., приведя мнение одного позднейшего раввинского авторитета, с которым он согласиться не мог, говорит: я не достоин возразить ему, тем более что слова его остались для меня непонятными (ואב וירבדש ינפמ... בישהל װ הדמ ידיל יתאב אל םותחח רפםה ירבדכ). Из его многочисленных примечаний и возражений, вошедших затем в его труд ךלמל הנשמ, видно, что Р. считался с авторитетом позднейших раввинов; впрочем, по свидетельству Азулаи, большое число этих примечаний принадлежат р. Аврааму Р. Первым появился в печати гомилетический труд P. םיכרד תשרפ, систематизированный и изданный р. Я. Кули на средства Хаима Р. и брата автора р. Аарона Р. (Константинополь, 1728); само название книги также дано издателем после смерти автора (числовое значение слов םיברד תשרפ = הכרבל קידצ רכו םינאװר הדוהי בר). Книга содержит двадцать шесть проповедей, произнесенных Р. в разное время. Здесь мы встречаемся с новым методом гомилетического толкования Библии: действия библейских лиц объясняются взглядами ученых талмудистов, a толкование библейского текста переплетается с сложными галахическими вопросами (см. Маггид). Интересно, что P., отличительной чертой которого является логическое мышление, глубокий анализ, всестороннее рассмотрение вопроса в области чистой галахи, как мы это видим в его труде ךלמל הנשמ, допускает в проповедях, где дело не касается религиозной практики, самые замысловатые, подчас курьезные гипотезы, блистающие остроумием. В конце книги имеется приложение в четырех частях под заглавием ךיתוצמ ךרד. В первых двух частях перечисляются и разбираются различия между системами исчисления библейских заповедей Маймонида и Нахманида и подробно разбираются эти системы, в третьей части имеется разбор системы Маймонида в исчислении тех библейских запретов, за которые полагается наказание плетью, תוקלמ; в четвертой помещены примечания к книге ךוניחה, записанные на полях последней. Компендиум из םיכרד תשרפ был впоследствии издан под заглавием יפוי ללכמ (Франкфурт-на-О., 1775). — Второй труд Ρ. ךלמל הנשמ, печатающийся обычно вместе с кодексом Маймонида почти во всех изданиях, представляет разрозненный рукописный материал P., собранный и распределенный по плану отделов кодекса Маймонида Я. Кули, изданный им же в виде комментария к этому кодексу (Константинополь, 1731). Но, в сущности, содержание его ничем не связано с этим кодексом. В нем самостоятельно возбуждаются новые вопросы, освещаются с точки зрения сравнения с аналогичными казусами из Талмудов и их комментаторов, делаются логические выводы из основных мотивов и пр. Здесь Р. далек от немецкого пилпулистического метода; он усвоил логические приемы р. Иосифа ди Трани. В этом труде также помещены некоторые респонсы Розенеса. Многие респонсы и новеллы Р. не окончены. В подобных случаях издатель Кули, отмечая это, неизменно выражается ןיחכתשמ אלו ןידבאד לע לבח. С другой стороны, Кули внес многое из того, что было высказано в коллегии P., a не им лично. Кроме того, он снабдил этот труд многочисленными важными примечаниями, отмеченными буквами ה״א, где указывает на частые противоречия, встречающиеся в словах самого P., что вполне естественно при механическом подборе фрагментов, написанных, вероятно, в разное время; в этих же примечаниях Кули часто излагает свое собственное мнение по данному вопросу. דלמל הנשמ остался отчасти и по настоящее время классическим трудом, изучаемым наравне с сочинениями раввинских корифеев (םינושאר). — Ср.: введения Я. Кули к "Paraschat Derachim" и "Mischneh le-Melech"; Asulai, I, s. v.; Jew. Enc., X, 471.

A. К.

Раздел9.




   





Rambler's Top100