Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

О 'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона, издававшейся в 1908-1913 гг.
От издателейРаспределение материала Энциклопедии по разделам
Список главнейших сокращений и аббревиатур






Саба, термин

(אבם, производное от корня בים = "состариться") — употребляется в Талмуде в различных значениях: 1) В смысле старика вообще; как, например, в поговорке: "старик, אבם, в доме — ссора в доме, старушка в доме — клад в доме" (Арахин, 19а) или "не y стариков, יבם, учиться вкусу и не y молодых спрашивать совета" (Шаб., 89б). 2) Почетный титул. Р. Гуна и р. Хисда назывались С. города Суры, a p. Иуда и р. Эна — С. гор. Пумбедиты (Санг., 17б). Упоминаются также С. из местности Незуньи אינוזנד יבם во время р. Хисды (Кид., 25а) и С. школы Аббы Арики; последний титул, по мнению Раши, носил р. Гуна, a согласно тосафистам, р. Гамнуна (Б. Кама, 75а ср. Раши, и Toc. ad loc.). 3) В смысле мудреца, как, напр., אנותא יבד יבם, афинские мудрецы (ср. Grätz, Jahresbericht des Breslauer Seminars, 1884, 28). Часто C. в Талмуде сопровождает определительное слово "hai", אבם יאה. Мнение ο том, что под этим именем подразумевается Илия пророк, опровергается гаоном Гаи (םינואגה ׳ושת, изд. Гаркави, 23), a позже тосафистами (Хул., 6a s. v. היחכשא). Что здесь не идет речь об определенном каком-либо лице, видно из того, что мы встречаем אבם יאה беседующим с таннами и амораями различных поколений: с р. Симоном б.-Иохаи (Шаб., 33б), с р. Ханиной и p. Ошаией (Мак., 19б), с р. Аббагу (Шаб., 141б), с Илфой (Таан., 21а), с р. Иеремией (Санг., 100а; Зеб., 12б), с рав Иудой (Пес., 53.) и, наконец, с Аббаией (Сукка, 52а). В качестве собств. имени встречаются имена С. Кируя איורק אבם, учен. р. Иоханана (Шаб., 45б), С. из Гагруньи אינורגהד יבם (ib., lia), a затем С., отца Нихи (Иер. Кил., IX. I; ср. Франкель, Mebo ha-Jerusch., 117). — Ср.: Kohut, Aruch; Lewy, Neuhebr. Woterb. s. v.; Heilprin, Sed. ha-Dor. II s. v. [По J. E., s. v. с доп.].

Раздел3.





   





Rambler's Top100